Глава 3. естественно-правовая теория и. а. ильина
Иван Александрович Ильин (1883-1954)— выдающийся русский философ, правовед, публицист, религиозный и политический деятель. Закончил юридический факультет Московского университета. Был оставлен П. И. Новгородцевым на кафедре для подготовки к профессорскому званию. С этой целью Ильин отправился в продолжительную научную командировку в Германию, где имел возможность общаться с выдающимися представителями немецкой философии и юриспруденции. Занимался изучением философии Гегеля,
феноменологии и др.
Вплоть до событий 1917 г. Ильин преподавал на кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского университета. После Октябрьского переворота ученый занял непримиримую позицию по отношению к новому режиму и после шести арестов, в сентябре 1922 г., был выслан вместе с группой творческой интеллигенции за рубеж. Оставшиеся годы провел в Германии и Швейцарии.
Основные работы: «Понятие права и силы. Опыт методологического анализа» (1910); «Общее учение о праве и государстве» (1915); «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (в 2 т., 1918); «О сопротивлении злу силой» (1925); «О сущности правосознания» (1956); «О монархии и республике» (1979).
Методологические основы правовой теории
Ильин был не только выдающимся правоведом, но и незаурядным философом. Философские воззрения мыслителя были непосредственно связаны с его правовыми взглядами. Ильин достаточно рано сформировался как православный религиозный философ. Это сказалось уже на его первой крупной работе — двухтомной диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», за которую он получил сразу две ученые степени: магистра и доктора наук.
Центральным пунктом философии Ильина явилось учение об очевидности, в котором нашли отражение некоторые феноменологические установки. Очевидность есть нечто противоположное слепоте или ослепленности поверхностной видимостью. Очевидность всегдапредметна. По мысли Ильина, опыт очевидности накапливается
Раздел XI
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»
и осуществляется по-разному в разных областях культуры, но везде он требует дарасозерцания, способности квчуствованию, глубокого чувстваответственности, искусства творческогосомнения и вопрошания, упорнойволи к окончательному удостоверению и живойлюбви к предмету.
Именно поэтому Ильин отрицает возможность полноценных исследований в области религиозной философии, как со стороны неверующего человека, так и со стороны фанатически верующего. Философия требует от философа прежде всего самостоятельного и подлинногорелигиозного опыта. Философия права также должна исходить из того, что в основе здорового правосознания лежат определенныеаксиомы. Поэтому философия права просто невозможна без нормального правосознания и предметного правовогоопыта.Отсюда вытекала первая задача философа права, которая заключалась в том, чтобы на пути к очевидности растить свой духовный опыт.
Право Ильин относил к тем же вершинам духа, к которым относятся истина, добро, красота и откровение. Мыслитель отстаивал объективное значение права, категорически отвергая релятивистские и субъективно-психологические теории. Интересна и во многом справедлива его критика правового учения Л. И. Петражицкого. Ученый признавал «непреходящую заслугу» его трудов в том, что они представили «яркий и отчетливый дескриптивный анализ правового переживания». Однако Ильин отмечает недостаточность такого анализа и, главное, отсутствие в нем описания переживаемых в опытеобъективных элементов права.
По мнению Ильина, Петражицкий последовательно отстаивал «релятивизм» в понимании права и «личный субъективизм» в понимании опыта. «В результате этого, — продолжает Ильин, — правосознание превращается у него в эмоциональное воображение о праве', смысл и ценность как самостоятельные предметы не рассматриваются вовсе, и дефекты личного правового и философского опыта получают принципиально теоретическое истолкование. Все это заставляет признать, что научное преодоление его теории необходимо для верного и творческого развития русского правосознания».6
Ильин был убежден, что подход к праву, продемонстрированный Петражицким, означал «конец всякому правосознанию, ибо сознавать право — не то же самое, что иметь клубок субъективных
6 Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 172. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.
ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯМ. А. ИЛЬИНА
Глава 3
эмоций, посвященных реакции на мнимые "повеления" и "предоставления". Весь вопрос о праве начинается только там, где допускается, что не все, кажущееся правомерным, — в самом деле правомерно, только там, где субъективному мнению о праве и посяганию на право — противостоит объективно обстоящее, предметно определенное, само-значащее право, только там, где есть самый предмет, а у предмета объективный, заданный к адекватному уразумению смысл» (с. 173).
Развитие правосознания, подчеркивал Ильин, требует, чтобы каждый из нас усмотрел с силой очевидностиобъективное значение права. Оно состоит в том, что квалификация, разграничения и постановления, раз получившие всю полновесную природу права и его достоинство, сохраняют это значение правовой верности, правильности и обязательности независимо от случайного незнания, несогласия или даже систематического неповиновения со стороны того или иного субъекта.
Как сторонникдуховной версии правового нормативизма,Ильин утверждал, что объективное значение права наглядно выражается в том, что момент его «установления» и момент его «отмены» получают строгое формальное определение — например, в факте принятия закона, применения обычая. Нормы права становятся значащими в связи с определенными моментами времени. Однако, подчеркивает Ильин, это указывает не на «субъективно-душевную», а на «объективно-ценностную» природу норм. Именно поэтому судья, который по ошибке применяет отмененную норму, думая при этом, что применяет право, на самом деле его не применяет, а совершает, заблуждаясь, нелепый поступок (с. 176).
Признание права. Ильин выступал против устоявшегося в юриспруденции мнения, согласно которому мотивы поведения важны в моральной сфере и не важны в сфере правовой. Такое право, оторванное от корней истинного правосознания, превращается в беспринципное, самодовлеющее средство. Духовное же назначение права состоит в том, чтобыжить в душах людей, наполняя своим содержанием их переживания и слагая в их сознании внутренние побуждения, воздействующие на их жизнь и поведение.
Мыслитель прекрасно понимал, что в определенных ситуациях право и правопорядок необходимы как своего рода «намордник для своекорыстной злой воли». Но это не означает, по мысли Ильина,
Раздел XI