Муниципальные правовые акты
Категория дополнительного критерия (метода) МП
Отличие отраслей друг от друга – в специфике методов (дозволение, обвязывание, запрет)
Специфичность (использование того или иного объёма)
· В МП преобладает метод публично-правового регулирования (в ГП – метод частно-правового регулирования)
· Императив (распространяется на все отношения);
· комплексность методов (правовое регулирование обеспечивается методами, характерными для других отраслей права);
метод автономий (рекомендаций и координаций), поскольку МСУ предоставлен большой объём местного правотворчества
3. Муниципально-правовые отношения. Субъекты муниципально-правовых отношений
МПО - отношения, урегулированные нормами МП и возникающие впроцессе организации и деятельности ОМС и местного сообщества в границах МО при реализации населением права на местное самоуправление.
Виды МПО (по Авакьяну)
· По целевому назначению: а) отношения, связанные с конструированием МСУ (т. е. возникающие в процессе выборов и определения организационных форм, структуры МСУ, порядка формирования его органов, принятия и изменения составов); б) Отношения, связанные с текущей деятельностью;
· По правовой природе различаются собственно-муниципально-правовые и государственно-правовые, возникающие при осуществлении органами МСУ отдельных госполномочий.
· По сферам и отраслям хозяйства: отношения, связанные с управлением муниципальной собственностью, муниципально-земельные, муниципально-финансовые и др.;
· По субъектам: отношения, выделяемые с участием населения МО, с участием органов МСУ и должностных лиц (ДЛ); с участием органов госвласти различных уровней; с участием предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности и сфер деятельности муниципального образования; с участием образований и союзов;
· По пространственным пределам: внутримуниципальные, межмуниципальные и отношения с госорганами за пределами МО.
Субъекты муниципальных отношений
· Муниципальное образование (МО) – не только в МП, но и в ст. 126 ГК;
· Ассоциации, союзы и иные объединения МО
· (Совет МО АО) в целях взаимодействия организации МСУ, выражения и защиты общих интересов МО (ст. 8);
· Конгресс МО (один);
· Иные объединения МО(напр., хозяйственные общества в целях объединения финансовых и материальных средств);
· Население –обобщённая категория, охватывающая всех на территории МО. Федеральный закон употребляет «жители» и «граждане». В науке критикуется данный термин, напр., Красновым, - необходимо использовать категорию «местное сообщество». Это статистическая группа лиц, формально объединённых территорией проживания, но не обладающихсобственными обоснованными коллективными интересами и не имеющих мотивации к взаимодействию и сотрудничеству. Этими признаками обладает местное сообщество. Население – категория более географическая, нежели юридическая. Граждане – те, которые достигли пассивного изб права – если к участию допускаются только те, кто достиг 18-летнего возраста и являются гражданами РФ. Граждане имеют равные права на осуществление МСУ независимо от пола, расы, национальности, принадлежности к общественным объединениям (ст. 3 Закона, ст. 130 КРФ). Напр., закон Омской области говорит о том, что правом на местное самоуправление обладают не только проживающие на территории Омской области, но и обладающими недвижимостью. Иностранные граждане(ст. 3 Закона) – постоянно или преимущественно проживающие на территории МО обладают при осуществлении МСУ правами в соответствии с международным договором и законами, напр., выборы на уровне местном.
· Органы (ОМСУ): коллегиальные и единоличные
· Органы территориального общественного самоуправления (ОТОС) –заключаются договоры с ОМСУ и реализуются инициативы на местах.
· Органы госвласти (федеральные и региональные) – в случае наделения ОМСУ отдельными государственными полномочиями, напр., судебный;
· Предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и видов деятельности
Источники муниципального права Российской Федерации как отрасли
Муниципальные правовые акты
Относится к ним НПА, договоры (однократность и казуальность), судебная практика
Решения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, принятые населением непосредственно: решения референдумов (ранее было принятие уставов МО, теперь Устав принимается, как правило, представительным органом), принятые населением и должностными лицами (единоличный орган);
- документально оформленное обязательное для исполнения на территории МО;
- устанавливающее, изменяющее или прекращающее обязательные правила.
Поскольку МП ещё формируется, тем не менее, учёные задаются вопросом:
Природа МПА:
1) Марченко считает, что МПА не обладают характером,т. к. будучи субгосударственными по своей природе образованиями, местные самоуправляемые территории с т. з. позитивного права сами по себе не могут выступать в качестве субъектов правотворчества, а следовательно, принимать общеобязательные акты, только с санкции государства.
· Обладают НП характером (большинство считает), поскольку население реализует свою власть непосредственно, поэтому ему и принадлежит исключительное изначальное право создание правовых норм.
Виды МПА
· В зависимости от роли в механизме правового регулирования: нормативные (нормотворческие (не законодательные) и ненормативные (правоприменительные);
· Ненормативный (правоприменительный) акт – акт, применяющий и устанавливающий, изменяющий или устанавливающий в отношении конкретных лиц права и обязанности;
· Ненормативный (правоприменительный) акт (опр. КС РФ) - акты, которые содержат ограниченные во времени предписания, адресованные определённым субъектам
· НПА (пост. ВС РФ 1993 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов, противоречащих закону») – изданный в установленном порядке акт правомочного на то органа госвласти, местного самоуправления или должностного лица (ДЛ), устанавливающий правовые нормы (правила поведения),обзательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение действующее независимо от того, возникли или прекратились конкретные общественные правоотношения, установленные актом.
· По субъекту принятия: акты, принятые населением непосредственно (референдумы) и акты, принятые опосредованно.
· По юридической силе:
· Акты, принятые представительным органом;
· Устав МО (Мини-конституция)
· Решение представительного органа по вопросам местного значения (ВМЗ)
· Акты, принятые главой МО: постановления и распоряжения
· Исполнительный орган: местная администрация (распоряжения);
· Должностное лицо (приказы)
· По юридической силе: На референдуме, затем – представителями представительного органа и др.
· В зависимости от характера полномочий: 1) акты, принимаемые по ВМЗ; 2) Акты, принимаемые для реализации делегированных госполномочий, переданные органам МСУ федеральными законами, НО муниципальное правотворчество, осуществляемое в сфере реализации отдельных госполномочий, о которых отмечали в п. 2, обладает иной природой по сравнению с правотворчеством по вопросам местного значения (т. з. некоторых учёных); 3) Акты межмуиципального сотрудничества, напр., положения по взаимодействию одного органа с другим, инструкция и т. д.;
· По территории действия и кругу лиц 1) акты, обязатетельные для исполнения на всей территории МО; 2) Локальные акты (акты, которые регулируют деятельность конкретного органа); 3) решения органов ТОС. ТОС может быть организован в пределах подъезда и до уровня района.
КОНТРОЛЬ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ЗАКОНУ МПА
Административный нормоконтроль – территориальный орган Минюст – полная база уставов МО , МНПА, акты субъектов и в последней редакции
При регистрации уставов МО и муниципальных актов о внесении изменений и дополнений в устав.
Основание для отмены МПА -противоречие устава КРФ, ФЗ и конституциям/уставам субъектов. Органы юстиции в ходе юридической экспертизы рекомендуют органу, принявшему устав или иной акт, устранить эти нарушения. Все эти отношения регулируются ФЗ «О госрегистрации уставов МО».
Судебный нормоконтроль (по заявлениям организаций, граждан и прокуроров в случае защиты прав и свобод граждан), а по заявлениям граждан, органов местного самоуправления – споры о нарушении компетенции (ст. 251 ГПК РФ) – граждане могут обратиться в суд общей юрисдикции, если полагают, что соответствующий НПА нарушает их права, гарантированные Конституцией.
Ст. 192 АПК (по заявлениям организаций, граждан и прокуроров в случае защиты прав и свобод граждан) могут обратиться в суд об оспаривании НПА, если полагают, что НПА не соответствует закону.
Конституционные суды субъектов рассматривают вопросы соответствия конституции уставу субъектов (кстати, в Карелии дополнительно рассматривают акт и должностных лиц)
6. Устав муниципального образования: порядок принятия, содержание, значение