II. Китай в разгар Второй мировой войны (1942—1944)

Помощь США в переоснащении китайской армии

После прекращения советской военной помощи, в соответствии с япо­но-советским договором о нейтралитете (от 13 апреля 1941 г.), Япония усилила дипломатический и политический нажим на правительство Чан Кайши. Ему было предложено прекратить войну и даже заключить союз с Японией и Маньчжоу Го на основе так называемых «трех прин­ципов Хироты». Предусматривалось, помимо всего прочего, признание автономии «Северных областей» и разрыв двусторонних отношений Китая с другими странами. Чан Кайши отверг эти предложения, про­вел в Гоминьдане чистку, изгнав из партии сторонников японофиль-ской фракции, и пригласил в Чунцин американских советников.

США увидели в Китае потенциально очень важного союзника и по­спешили оказать ему всяческую помощь. Только до начала 1942 г. Китай получил от США займы на сумму 600 млн. долл., а после декабря 1941 г. (нападение японцев на Пёрл-Харбор) США активизировали оказание помощи. В Китай был переброшен 14-й авиационный корпус, который прикрывал армию Чан Кайши, американский генерал Джозеф Стилу­элл назначен начальником генерального штаба вооруженных сил Ки­тая; началось полное перевооружение и переобучение китайской армии.

Американская помощь поступала в Китай через Бирму, поначалу — через порт Рангун, но вскоре японцы захватили Рангун и перерезали пути снабжения Чан Кайши. Однако были спешно проложены новые коммуникации в Бирме и снабжение армии Китая продолжалось на протяжении всей войны. Одновременно проводилось переобучение китайских войск с помощью американских военных советников.

Тем не менее усилия США, предпринятые с целью повышения боеспособности китайской армии, не принесли ожидаемых результа­тов — коррупция, местничество сводили их на нет. Генерал Стилуэлл недоумевал, когда разработанные в его штабе планы попусту игнори­ровались: генералы зачастую отказывались выполнять приказы свое­го верховного главнокомандующего Чан Кайши.

Китай стал для Японии, начавшей в декабре 1941 г. наступление на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии, важным источником сырья, зоной коммуникаций и базой ремонта флота. На верфях в Китае ре­монтировалась '/5 часть всех грузовых судов. Военные же операции в самом Китае проводились эпизодически.

Весной 1942 г. японцы начали наступление в провинции Фуцзян и в районе г. Нанчан. В провинции Фуцзян им сопутствовал успех — удалось поставить под свой контроль все побережье. А в районе Нан-чана они потерпели поражение: китайские войска провели успешное контрнаступление и в июле 1942 г. отбросили японцев.

С лета 1942 г. обстановка стала меняться. После неудачи под Ми­дуэем (июнь 1942 г.), Япония оказалась не в состоянии проводить стратегические наступательные операции. Летом 1943 г. японцы пред­приняли неудачную попытку провести наступление на Янцзы. Не имели успеха и операции против партизанских баз — японцы стремились не использовать в таких операциях свои войска, а выдвигать про­тив партизан силы Ван Цзинвэя. Вместе с тем они не оставляли попы­ток склонить Чан Кайши к миру.

В их политике по отношению к Китаю также произошли существен­ные перемены. Японцы стали заигрывать с национальными предпри­нимателями, отказались от реквизиций продовольствия, передали правительству Ван Цзинвэя все иностранные концессии (даже япон­ские), ликвидировали сеттльменты.

Сложилась весьма примечательная ситуация в «освобожденных районах», которые находились под контролем коммунистов: после 1940 г. военные действия там практически прекратились. Даже после июня 1941 г. расчеты строились на вступлении СССР в войну с Япо­нией. Вооруженным силам давалась установка: «Выиграть время, ко­пить силы». Японцы тем временем успешно проводили карательные операции, строили коммуникации, укрепляли тылы. Постепенно тер­ритории «освобожденных районов» сужались, численность вооружен­ных сил компартии сократилась на 150 тыс. человек.

С осени 1941 г. в коммунистических районах стали практиковаться так называемые кампании «чжэнфэн» (исправление стиля). Проводи­лись они в форме покаяний, самокритики руководителей КПК — в ус­ловиях Китая это означало «потерять лицо», после чего руководитель уже не мог рассчитывать на прежний авторитет в партии. Многие вид­ные деятели именно в то время подверглись «проработке», были сняты со своих постов. Создавалась иллюзия, что новые власти прислушива­ются к мнению простых людей, безжалостно отстраняя от работы ру­ководителей, не считаясь с их прежними заслугами и родственными связями. Это резко отличалось от того, к чему в Китае давно привык­ли, когда клановость, семейственность, земляческие связи чиновни­ков делали их практически неуязвимыми.

Летом 1943 г. японцы предприняли решительное наступление на «Особый административный район», в результате их действий терри­тория района сократилась в два раза. Многие местные организации КПК были деморализованы, сказался и неожиданный роспуск Ко­минтерна в мае 1943 г. Район был полностью блокирован.

Военно-политический кризис в Китае в 1944 г.

В 1944 г. уже никто не ожидал от японцев какой-либо активности на театре военных действий. Тем не менее в марте 1944 г. японские вой­ска начинают наступление в провинции Хэнань, в мае — в провинции Хунань, в декабре — в Гуанси и Гуйчжоу. В результате этих неожидан­ных действий армия Гоминьдана была полностью деморализована: она потеряла свыше 1 млн. солдат и оставила огромную территорию с насе­лением около 60 млн. человек. Под контроль японцев перешли такие крупные города, как Чанша и Гуйлинь, серьезная угроза возникла для самого Чунцина.

В ряде районов им удалось пробиться до границ Бирмы и Вьетна­ма. Престиж Гоминьдана и лично Чан Кайши в глазах США упал, сам Чан Кайши также был деморализован и удручен низкой боеспособно­стью своих войск. Не смог скрыть своего разочарования и американ­ский генерал Дж. Стилуэлл: его критические замечания в адрес Гоминь­дана бьши настолько резкими, что в октябре 1944 г., по настоянию друзей Чан Кайши, он был отозван из Китая.

В Чунцин зачастили высокие американские эмиссары, чтобы убе­дить Чан Кайши продолжать войну. Китаю была обещана огромная военная и экономическая помощь, всяческая поддержка. США пола­гали, что Китай должен обеспечить суверенитет всем своим террито­риям, включая Маньчжурию, а также отторгнутые Японией еще в кон­це XIX в. Тайвань и Пескадорские острова. Китаю прочили место постоянного члена Совета Безопасности в ООН — международной организации, создаваемой в 1944—1945 гг.

Еще в августе 1944 г. в Чунцин прибыл личный представитель прези­дента Ф. Рузвельта — генерал Патрик Харли. Он стал главным проводни­ком американской политики в Китае, пытался восстановить коалицию Гоминьдана и КПК, примирить обе партии. В период японского наступ­ления блокада освобожденных районов была ослаблена, и коммунистам удалось несколько расширить территорию под своим контролем.

Осенью 1944 г. П. Харли лично прибыл в Яньань и вступил в пере­говоры с руководителями компартии, в том числе с Мао Цзэдуном, но безуспешно. Тем временем численность Красной армии Китая вырос­ла до 900 тыс. человек, коммунисты контролировали огромную терри­торию и представляли внушительную силу.

III. Китай в 1945 г.

Завершение войны в 1945 г.

В начале 1945 г. японцы вновь предприняли попытку договориться с Чан Кайши: они были даже готовы вывести из Китая свои войска, при условии эвакуации войск Англии и США — это предлагали раз­личные посреднические миссии. В марте 1945 г. Чан Кайши дал окон­чательный ответ: война может завершиться только при условии пол­ного вывода японских войск, ликвидации марионеточного режима Ван Цзинвэя и согласия Японии на возмещение Китаю ущерба.

Тем временем война шла к концу: стали проводиться стратегиче­ские бомбардировки японской территории американской авиацией, с апреля 1945 г. начался штурм Окинавы. Завершив войну с Германи­ей, СССР намеревался вступить в войну с Японией.

6 и 9 августа 1945 г. были совершены атомные бомбардировки япон­ских городов Хиросимы и Нагасаки, а в ночь на 10 августа японское правительство приняло решение о полной и безоговорочной капитуля­ции. Буквально накануне, 9 августа, СССР начал военные действия на территории Маньчжурии. 14 августа 1945 г. последовал Указ императо­ра о капитуляции Японии. Так завершилась Вторая мировая война.

Получив известие о готовности Японии капитулировать, 12 авгус­та 1945 г. Чан Кайши издает приказ о переходе в наступление и пол­ном очищении Китая от японцев. Накануне, 11 августа, была разосла­на телеграмма всем командующим японскими войсками в Китае: сдаваться только частям правительственных войск.

В течение августа—сентября 1945 г. с помощью американских транспортных самолетов войска Чан Кайши установили контроль над большей частью территории Китая, в портах высадилась амери­канская морская пехота (около 90 тыс. человек). Таким образом, под контролем правительства оказалось 3/4 территории страны и 70% на­селения: почти все крупные города, практически полностью Цент­ральный и Южный Китай, часть Шанси, север Шаньдуня и частично Маньчжурия.

За короткий срок американцы передали китайской армии трофей­ное оружие, достаточное для полного укомплектования 39 дивизий, да еще все вооружение, конфискованное у марионеточной армии Ван Цзинвэя (на 750 тыс. человек). Всего Чан Кайши было передано ору­жия на сумму 2 млрд. долл.

Советские войска продвинулись в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию. Все трофейное вооружение в течение сентября—ноября 1945 г. было передано китайским 4-й и 8-й армиям, т. е. коммунистам, в том числе: винтовок — 250 тыс., пулеметов — 2300, артиллерийских орудий — 5,5 тыс., танков — около 900, самолетов — 840, а также ты­сячи автомашин. Значительная часть этой техники японцами не ис­пользовалась, хранилась в смазке. Китайская Красная армия состав­ляла в то время 300 тыс. человек.

К исходу войны она контролировала территории в Северном Китае: Внутреннюю Монголию, большую часть Маньчжурии, часть Шаньду-ня, «Особый административный район» (Шэньси—Ганьсу), а также не­которые территории в провинциях Аньхой и Цзянси — всего около 2 млн. кв. м с населением около 120 млн. человек.

Позиция СССР в отношении Китая в 1945 г.

Считают, что Сталин с самого начала делал ставку на разжигание в Ки­тае гражданской войны и поддерживал с этой целью КПК. Но есть и другая точка зрения: СССР только что пережил тяжелейшую войну и вряд ли был намерен вмешиваться в дела гигантской страны, рискуя к тому же вызвать международные осложнения.

Кроме того, следует учитывать, что официальные отношения Мос­ква поддерживала именно с правительством Китая, которое возглав­лял Чан Кайши. Именно это правительство играло столь заметную роль в годы антифашистской войны, принимало активное участие в создании Организации Объединенных Наций и даже заняло место постоянного члена Совета Безопасности ООН, т. е. находилось в ран­ге великой державы.

Именно с этим правительством в августе 1945 г. был заключен пер­вый после окончания войны советско-китайский договор о дружбе и союзе. Чан Кайши фактически признал независимость Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики), правда, при усло­вии проведения референдума. Урегулировались и другие вопросы со­ветско-китайских отношений: аренда СССР Порт-Артура и Дальнего, совместная эксплуатация КВЖД.

В конце августа 1945 г., при посредничестве США и СССР, в Чун-цине состоялись переговоры делегаций КПК и Гоминьдана. Было ре­шено прекратить взаимные враждебные действия. 10 октября 1945 г. на переговорах было подписано коммюнике о статусе «Особого адми­нистративного района» и китайской Красной армии.

10 января 1946 г. стороны подписали окончательное соглашение о прекращении военных действий. В стране создавалось коалицион­ное правительство, в котором Гоминьдану принадлежало лишь 20 мест из 40 (остальные предназначались КПК и другим политическим пар­тиям). В соглашении оговаривалась численность вооруженных сил: у КПК оставались 10 дивизий, у Гоминьдана — 50.

В Чунцине начала работу совместная Политическая консультатив­ная конференция. Казалось бы, ничто не предвещало возобновления гражданской войны. На Московском совещании министров иност­ранных дел США, Англии и СССР в декабре 1945 г. говорилось о не­обходимости мирного развития ситуации в Китае, о невмешательстве в его внутренние дела; великие державы договорились о предстоящем выводе своих войск. Но вскоре ситуация в Китае и в мире коренным образом изменилась.

Выводы

/. Япония, начав в 1936 г. большую войну с Китаем, рассчитывала:

а) на низкую боеспособность китайской армии;

б) на отсутствие у Китая возможностей получить помощь извне;

в) на быстрые успехи японских войск и скорейшее завершение войны.

Эти расчеты оправдались лишь частично: Китай получил действенную по­мощь от СССР и, несмотря на поражения, продолжал войну.

2. Лишившись советской помощи (в апреле 1941 г.), Чан Кайши переориентиро­вался на США. Однако усилий США оказалось явно недостаточно, чтобы обеспечить рост эффективности вооруженных сил Гоминьдана, что и дока­зали его военные неудачи 1944 г.

3. В заключительной стадии войны США и СССР оказали значительную военную помощь своим политическим сторонникам. Так, США перебросили на своих транспортных средствах войска Гоминьдана, попавшие в окружение, а СССР допустил во Внутреннюю Монголию и Маньчжурию силы коммунистов. Обе страны передали Гоминьдану и коммунистам трофейное японское вооружение.

4. После завершения войны появилась надежда на мирное объединение Китая, тем более что в августе 1945 г. был заключен советско-китайский договор о дружбе и союзе, а Китай занял столь видное место в послевоенном мире. И США, и СССР посредничали в переговорах, завершившихся к исходу 1945 г. подписанием соглашения о прекращении гражданского конфликта.

ЛЕКЦИЯ 8

Наши рекомендации