Цивилизационный подход к типологии государства

В данном случае в качестве критерия типологии государства используется категория «цивилизация». Но проблема состоит в различном понимании содержания этой категории, в инвариантности. Общепризнанными учеными, исследовавшими теорию цивилизации, считаются Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин и др.

Цивилизация включает в себя и понятие культуры, ее содержание. Понятие «цивилизация» применяется и к государству для характеристики уровня и стадий развития «культуры управления». Цивилизация как более общее понятие включает в себя и определение формации, и культуры, и иные формы развития. Цивилизация вбирает в себя понимание глобального исторического развития и этапов этого развития. Учение о цивилизации дает понимание типа организации власти с учетом нормативной регуляции и правовой культуры. Но очень трудно определить тип государства для характеристики конкретной цивилизации или наоборот.

В принципе цивилизационный подход в отличие от формационного исключает вообще периодизацию, ориентируя на более развернутое и широкое понимание исторической культуры. Так, рабовладельческое государство становится античным, феодальное средневековым, буржуазное современным.

Существуют самые различные основания для классификации государств с позиций цивилизационного подхода: хронологические, географические, генетические, религиозные, культурные и др. Например, по хронологическому основанию выделяют государства древние (древнеегипетское, древневавилонское, афинское, римское и др.), особенные (христианские (латинские и православные), западно-европейские, американские), современные. Распространена была еще с глубокой древности классификация государств на развитые и неразвитые. В Новейшее время появились термины «развивающиеся» государства, государства первого эшелона, второго и др., доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные государства, информационное, правовое государство, социальное государство. По географическому (пространственному) критерию выделяют государства западные, восточные, северо-американские и др. По типу организации государственных институтов: первичные (государство выступает как политико-религиозный комплекс власти), вторичные (четкое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом), третичные государства (постэкономическая формация). В зависимости от степени влияния религиозного начала на власть выделяются государства теократические и клерикальные.

Различают государства по типу политического режима: тоталитарные, демократические, либеральные, авторитарные и др. В зависимости от характера отношений между властью и обществом выделяют такие типы государственности, как демократия и автократия. С точки зрения отражения интересов целого общества или групп выделяют государства демократические и династические. Некоторые западные ученые просто делят государства по типу на демократические и антидемократические. Часто в качестве критерия типологии используются уже подвиды, например, фашизм – разновидность тоталитаризма, таким способом можно выделить государства – фашисткие, коммунистические и др. Или происходит соединение видов, например, либерально-демократические государства.

Самой обобщенной классификацией государств в рамках цивилизационной типологии выступает подразделение государств на государства западного и восточного типа. Кроме того, в рамках уже данной классификации выделяется государство евразийского типа (российское государство), государства азиатского способа производства и др. Распространена и классификация по религиозно-этническому фактору, а также по типу правовых систем: англосаксонские, романо-германские, мусульманские, славянские государства. Обобщенно с позиций цивилизационного подхода выделяются следующие типы государства: демократические и недемократические, правовые и неправовые, светские и клерикально-теократические, социальные и асоциальные и др.

На первое место в современный период для характеристики достигнутого уровня государственности выходят такте понятия как стандарты, стиль, уровень, качество жизни и им подобные. Достоинством цивилизационного подхода является определение значимости социально-духовных факторов, национальности, ментальности, системы ценностей, прав и защищенности личности, влияния религии и традиционных ценностей на государственность и тип государственной власти, типа политической культуры как составной части общей культуры и др. Недостатком выступают не всегда четкие и научно обоснованные критерии, признаки типизации, их несистемное использование, а и иногда и недопустимое применение понятий, используемых для характеристики общества, природно-географических явлений, культурных феноменов для характеристики государства. К числу недостатков названной типологии надо отнести недостаточное использование материально-производственных факторов, которые, несомненно, являются значимой составной частью любой государственности.

Можно также говорить о субсидиарности названных подходов к типологии, о необходимости не противопоставлять их, а органически сочетать, вырабатывая общие критерии.

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие типа государства, критерии типологии.

2.Формационный подход к типологии государства.

3. Цивилизационный подход к типологии государства.

4.Соотношение формы и типа государства.

Литература:

Байтин М. И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.

Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд. М., 2000.

Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995.

Наши рекомендации