Правовое регулирование защиты государственной тайны
Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ, и представлено в первую очередь Законами РФ «О безопасности» от 05 марта 1992 г. № 2446-1 и «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну— это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми они относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне».
1. Сведения в военной области:
♦ о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, об их боевой и мобилизационной готовности, создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
♦ о планах строительства Вооруженных сил РФ, других войск РФ, направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
♦ о разработке, технологии, производстве, объемах производства, хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, технических средствах или методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
♦ о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
♦ о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
♦ о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также военно-политической или оперативной обстановке.
2. Сведения в области экономики, науки и техники:
♦ о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, объемах производства, поставок, запасах стратегических видов сырья и материалов, а также размещении, фактических размерах и использовании государственных материальных резервов;
♦ об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
♦ о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, степени обеспечения безопасности населения, функционировании транспорта и связи в целях обеспечения безопасности государства;
♦ об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, наличии и наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по кооперации, разработчиках или изготовителях указанных вооружений, военной техники и другой оборонной продукции;
♦ о достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих большое оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
♦ об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также объемах других стратегических видов полезных ископаемых РФ.
3. Сведения в области внешней политики и экономики:
♦ о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
♦ о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
♦ о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если они раскрывают перечисленные сведения;
♦ о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
♦ об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если они раскрывают перечисленные сведения;
♦ о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими, методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, информационно-аналитических системах специального назначения;
♦ о методах и средствах защиты секретной информации;
♦ об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны;
♦ о защите государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
♦ о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности;
♦ о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиваниюв соответствии со статьей 7 Закона РФ «О государственной тайне» сведения:
♦ о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
♦ о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также преступности;
♦ о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, учреждениям и организациям;
♦ о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
♦ о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
♦ о состоянии здоровья высших должностных лиц России;
♦ о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
К органам защиты государственной тайны относятся:
♦ межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
♦ органы федеральной исполнительной власти — ФСБ России, Министерство обороны РФ, СВР России, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах;
♦ органы государственной власти, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне.
Органы государственной власти, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за ее организацию в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по ее защите (так называемые первые отделы), функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание— это введение в предусмотренном законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и доступ к их носителям. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.
Для сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрены три степени секретности и соответствующие им грифы секретности для их носителей:
♦ особой важности;
♦ совершенно секретно;
♦ секретно.
Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне возлагается на органы государственной власти, учреждения и организации, которыми они получены (разработаны). Операция осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержденным распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. № 151-рп. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности учреждений, организаций и граждан, если она включает в себя данные, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению ее собственников или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом власти, в распоряжение которого она переходит, и ее собственником. Последний вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по его мнению, его права.
Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.
Грифсекретности — это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся на носителе, проставляемые на нем самом и (или) в сопроводительной документации.
На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты: о степени секретности сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию; органе государственной власти, учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя; регистрационном номере; дате или условии рассекречивания сведений либо событии, после наступления которого они будут рассекречены. Помимо перечисленных реквизитов на носителе или в сопроводительной документации могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лип по ознакомлению со сведениями.
Рассекречивание сведений и их носителей— это снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для него являются:
♦ взятие РФ на себя международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну;
♦ изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривают содержание действующих в органах государственной власти, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях он может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Граждане, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне, которые обязаны в течение 3 месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть также обжалована в суд. При признании им необоснованности засекречивания сведений они подлежат рассекречиванию.
Допуск к государственной тайне— это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений.
Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Допуск к государственной тайне предусматривает:
♦ принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
♦ согласие на частичные, временные ограничения их прав; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
♦ определение видов, размеров и порядка предоставления льгот;
♦ ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
♦ принятие решения руководителем органа государственной власти, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы:
♦ процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ («особой важности» — 25%, «совершенно секретно» — 20%, «секретно» — 10%);
♦ преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, учреждениями и организациями оргштатных мероприятий.
Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к льготам, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях (при стаже работы от 1 до 5 лет - 5%, от 5 до 10 лет — 10%, свыше 10 лет — 15%)1.
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к ним без проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, что подтверждается их распиской. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности федеральным законом. Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
♦ признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
1 Порядок и условия выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне, установлены постановлением Правительства РФ от 14 октября 1994 г. № 1161.
♦ наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну1;
♦ постоянное проживание его самого или его близких родственников за границей или оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
♦ выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;
♦ уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, учреждения или организации в случаях:
♦ расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
♦ однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
♦ возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.
Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну— это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица с этими сведениями. Организация доступа возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Допуск учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну,
созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, подразумевает получение лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет учреждения, организации, получающих лицензию.
Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государст-
1 В соответствии с приказом Министерства здравоохранения от 16 марта 1999 г. № 83 к ним относятся: хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ: синдром зависимости от алкоголя (третья стадия) с признаками резидуальных и отсроченных психических расстройств; синдром зависимости, развивающийся вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ.
венную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий1:
♦ выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
♦ наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
♦ наличие у них сертифицированных средств защиты информации.
Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Организация сертификации средств защиты информации возлагается на Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации, ФСБ России, Министерство обороны РФ в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.