Правовые учения «русского зарубежья»
Отсюда Ильин выводилаксиомы правосознания, под которыми понимал основные истины, основные способы бытия, мотивирования и действия (с. 309-310). Такими аксиомами правосознания мыслитель считал: 1) закон духовного достоинства; 2) закон автономии;
3) закон взаимного признания.
Закон духовного достоинства предполагает, что человек есть существо духовное и обладающее духовным достоинством. Чувство собственного достоинства есть поэтому знакдуховного самоутверждения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоуправление, ни национальная независимость. Духовное самоутверждение заключается, по мысли Ильина, в том, что человек находит правильное разрешение конфликта между духовным призванием и инстинктом самосохранения (с. 313). Именно сознание в себе духовного начала заставляет ценить право как необходимую форму духовной жизни, дорожить им и соблюдать его предписания. Это же чувство вызывает сознание своей ответственности, а «взаимность обязанностей и полномочий, взаимная связь правовых ячеек и солидарность всех в отношении к единому и общему правопорядку— вызывают... в душе непреклонную волю и живую готовность к блю-дению своих обязанностей» (с. 318).
Ильин тонко подметил, что человек, уважающий себя лишь потому и лишь постольку, поскольку его уважают другие, — по сути, не уважает себя. Его снедает чувство собственной малоценности, тщеславие и жажда внешнего успеха. И если этот успех проходит, он перестает чувствовать свое духовное достоинство. Такой человек постепенно приобретает душевный уклад раба, для которого внешний бунт является единственно возможной формой протеста.
Правосознание подобных людей, отмечал мыслитель, страдает серьезными недугами. Например, в основе всякой продажности лежит, по мнению Ильина, духовная слепота и отсутствие собственного духовного достоинства. Слепота ведет к неразличению ранга ценностей, а дефект духовного достоинства создает расшатанную волю. Вот почему политический режим, не взращивающий в народе чувство собственного достоинства, обречен на то, чтобы разложиться однажды от торжества частной корысти над общим интересом и пошлости над духом (с. 329). Отсюда возникают все тирании и худшая из них — тоталитарное государство.
Автономия, или самозаконность, свобода — вторая аксиома правосознания. Духовное достоинство предполагает возможность
ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ И. А. ИЛЬИНА
Глава 3
определять себя и управлять собою. Управлять собою означает самостоятельно определять свои действия, выбирать свои жизненные содержания, утверждать свое достоинство, соблюдать свои пределы, отстаивать свои полномочия и исполнять свои обязанности (с. 336). Духовная жизнь, полагал Ильин, есть самодеятельность в осуществлении высших предметных ценностей. Поэтому гражданин, ведущий автономную духовную жизнь, нуждается в ее нестесненном внешнем проявлении. Но в основе внешнего самоопределения человека должна лежать духовная зрелость (вот почему освобождение от рабского состояния — это акт не столько внешний, сколько внутренний). Тот политический режим, который подавляет автономию духа, воспитывает в гражданах безмолвие и пассивность, являющиеся питательной почвой для всех форм противоправного поведения,
Взаимное духовное признание —третья аксиома правосознания. Здесь Ильин анализирует непосредственно коммуникативную составляющую правосознания и права. Ученый отмечает, что право каждого человека на духовно достойную жизнь может рассматриваться как самостоятельный атрибут индивидуального духа, но в действительной жизни оно являетсясвязью между людьми, «скрепою, которая разграничавает их совместность. В действительности право возможно только там, где есть живое отношение между людьми:
право зарождается впервые как настроение воли и осуществляется впервые как отношение духа к духу. Это отношение определяется как взаимное духовное признание» (с. 361).
Ильин определял правоотношение именно как духовное отношение: правовую связь образуют именно «дух с духом». Вступить в правоотношение означает подняться мыслью и волей к идее права и цели права. «Правопорядок как живая система правоотношений покоится на том, что люди хранят в душе своей духовное измерение вещей и деяний и строят этим свою жизнь: утверждают духовное начало в себе, устанавливают свой правовой статус и точно также утверждают духовное начало в других и устанавливают их правовой статус» (с. 363). Но это как раз и означает, по мысли Ильина, что правоотношения покоятся на взаимном духовном признании людей. Кто говорит о своемполномочии, тот подразумевает соответствующую емуобязанность другого, но признавать за кем-нибудь правовую обязанность, можно лишь признав егоправоспособность, т. е. признав егодуховную природу. Точно также говорить о своей обязанности, можно только признав полномочия другого, т. е. утвердив
Раздел XI