Международные железнодорожные перевозки
4.2.1. Коллизионное и материальное регулирование ж/д перевозок.Спецификой железнодорожного транспорта является необходимость технической и технологической унификации самого процесса перевозки, поэтому в этом виде перевозки огромна регулятивная роль государства. В организации железнодорожного сообщения велико значение определенных стандартов и норм. В РБ – естественная монополия – БЖД.
Ж/д перевозки в настоящий момент уступают по объему воздушным и автомобильным. Ж/д перевозки экономически эффективны на расстояния свыше 500 км (по оценкам европейских специалистов). Но повышение их значения обусловлено ростом расценок на автомобильные перевозки в силу экологических проблем и роста цен на транспорт.
Межгосударственная унификация правового регулирования ж/д перевозок началась в конце XIX века в Европе. В 1890 г. была принята Бернская конвенция о международных ж/д перевозках грузов, впоследствии получившая сокращенное название МГК или СIM. Она была заключена 9 европейскими государствами (Россия). В 1923 г. была принята Бернская конвенция о международных ж/д перевозках пассажиров и багажа, МПК. Эти конвенции действовали достаточно долгое время, пересматривались и дополнялись (последняя редакция 1970 г.). Однако в 1980 г. на их базе была принята т.н. Конвенция КОТИФ – Бернская конвенция о международных ж/д перевозках. Эта единая конвенция вступила в силу 1.05.1985 г., в число ее участников входят десятки стран Европы, Азии и Северной Африки. КОТИФ объединяет МГК и МПК, а также Дополнительное соглашение к МПК 1966 г. об ответственности ж/д при перевозках пассажиров в едином основном тексте, к которому имеются два приложения (А и В), содержащие нормы гражданско-правового характера об условиях международных ж/д перевозок. Приложение А определяет условия перевозок пассажиров и получило наименование Единые правила МПК, приложение В определяет, условия перевозок грузов и именуется Единые правила МГК. Сами МПК и МПГ прекратили свое действие. Наименования же приложений к КОТИФ свидетельствуют о преемственности к ранее действовавшим конвенциям.
Основной целью создания КОТИФ было введение упрощенного порядка пересмотра правил международных ж/д перевозок и установление процедуры их быстрого обновления.
Перевозка грузов в международном ж/д сообщении. Приложение В к КОТИФ – COTIF/CIM -- МГК (общие положения, заключение и исполнение договора перевозки, изменеие договора превозки, ответственность, защита прав, отношения между ж/д, положения об изъятиях). Международные ж/д перевозки по СМГС/СМПС.
Ж/д перевозки между странами социалистического содружества осуществлялись начиная с 1950 г. на основе многосторонних международных договоров – Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашения о международном грузовом сообщении (СМПС). СМГС до сих пор применяется к ж/д перевозкам между государствами-участниками СНГ. В декабре 1994 г. в ходе заседания Совета по ж/д транспорту государств-участников СНГ ж/д администрации государств-участников СНГ, а также соответствующие органы Латвии, Литвы, Эстонии с целью приведения в соответствие с СМГС порядка исчисления сроков доставки грузов, определения размеров возмещения за просрочку в доставке и рассмотрения претензий, договорились руководствоваться соответствующими положениями СМГС, а также служебной инструкцией к нему.
1 октября 1997 г. было подписано в Баку (с 1.07.98 г. вступило в силу) Соглашение между ж/д администрациями государств-участников СНГ, Латвией, Литвой, Эстонией, об особенностях применения отдельных норм СМГС (под ж/д понимаются все ж/д одной стороны, перечисляются нормы, не применяющиеся и применяющиеся с дополнениями).
В СМГС наряду с унифицированными материально-правовыми нормами содержаться коллизионные правила, предписывающие применение права дороги отправления груза, дороги следования груза, дороги назначения груза. Ст.35: в случае разрешения вопросов, не получивших регламентации в СМГС, следует руководствоваться правилами страны, на ж/д которой были выявлены обстоятельства, обусловившие возникновение спора.
1. Устав железнодорожного транспорта общего пользования (далее
- Устав) регулирует отношения, возникающие между Белорусской
железной дорогой, ее предприятиями и грузоотправителями,
грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими
лицами при пользовании ими услугами железнодорожного транспорта
общего пользования, определяет их права, обязанности и
ответственность.
Уставом регламентируются порядок составления, заключения и
выполнения договоров на железнодорожные перевозки, основные условия
перевозок пассажиров, грузов и багажа, основные правила эксплуатации
подъездных путей, а также взаимоотношения Белорусской железной
дороги, ее предприятий с предприятиями и организациями других видов
транспорта.
железнодорожный транспорт общего пользования - железнодорожный
транспорт, осуществляющий транспортные работы и услуги, основанные
на обязанности их выполнения по обращению любого гражданина или
юридического лица;
международное железнодорожное сообщение - перевозка пассажиров,
грузов и багажа железнодорожным транспортом общего пользования между
Республикой Беларусь и другими государствами; 20. На основании месячных заявок грузоотправителей Белорусская
железная дорога, ее предприятия определяют потребность в подвижном
железнодорожном составе на предстоящий календарный месяц.
В месячных заявках при необходимости указываются также объемы
погрузки грузов маршрутами с указанием железнодорожных станций их
выгрузки или распыления. Грузоотправители могут формировать маршруты
из однородных и разнородных грузов. К перевозке маршрутами
предъявляются сельскохозяйственные машины, автомобили,
нефтепродукты, удобрения, химикаты, промышленное сырье, огнеупоры,
зерно, сахарная свекла, строительные и другие массовые грузы.
Принятие любых грузов от любых отправителей.Ж/дороги обязаны принимать к перевозке предъявляемые грузы (ст.3 КОТИФ) – “все перевозки любых повагонных грузов (goods in complete wagon-loads, что объясняется усилением функции экспедиторов, осуществляющих укрупнение мелких грузовых партий в повагонные отправки)”, но при некоторых условиях. Так, отправитель подчиняется правилам КОТИФ, дополнительным положениям и тарифам; перевозка может быть осуществлена имеющимися в распоряжении перевозчика штатом сотрудников и транспортными средствами; перевозке не препятствуют обстоятельства, которые ж/д не может предотвратить. Ст. КОТИФ 4 предусматривает какие грузы не принимаются к перевозке: предметы, перевозка которых запрещена на территории какого-либо государства-участника, где перевозка должна осуществляться; предметы, перевозка которых является монополией почтовых властей на территории какого-либо государства-участника, где перевозка должна осуществляться; предметы, которые в силу их размеров, веса, упаковки не подходят к перевозке; вещества и предметы, которые не подходят к перевозке по Правилам международной ж/д перевозки опасных грузов (RID). Ст.5 КОТИФ перечисляет некоторые категории грузов, которые подлежат ж/д перевозке, но при соблюдении определенных условий. Так, живой скот должен следовать в сопровождении дежурного. Нуждающиеся в упаковке грузы отправитель обязан предъявить в упакованном виде, обеспечивающим его сохранность в пути, при невыполнении этого условия ж/д может отказать в принятии груза или сделать соответствующее замечание в накладной.
П.18. УЖД: Перевозка грузов железнодорожным транспортом организуется
на договорных началах.
Формы заявок на перевозки грузов, порядок заполнения и
представления этих заявок, их выполнения и учета устанавливаются
правилами перевозок грузов. По договоренности с грузоотправителем
Белорусская железная дорога может устанавливать иной порядок
представления заявок на перевозку грузов.
Белорусская железная дорога, ее предприятия не имеют права
отказать в приеме заявки на перевозку грузов при наличии необходимых
условий и возможностей для их транспортирования. Предприятия
Белорусской железной дороги обязаны обеспечивать своевременную
подачу вагонов на все пункты погрузки в соответствии с заявкой на перевозку грузов.