Проблема социального сиротства

Введение.

В нашем мире существует множество проблем, одной из наиболее важных сегодняшнего времени является недостаточность социальной поддержки, а именно поддержки выпускников детских домов. Несмотря на то, что этому вопросу сейчас уделяется много внимания, со стороны государства.

Актуальность определяется тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед обществом, правительством в настоящее время, является духовная, нравственная, материальная помощь, которая должна быть предоставлена людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

До определенного момента дети получали крышу над головой, школьное образование, питание. А вступая, во «взрослую», самостоятельную жизнь многие сталкиваются с огромным количеством трудностей, к которым они на данный промежуток жизни еще не готовы. Выпускников детских домов волнует проблемы, связанные с жильем, с поиском работы, получения качественной, доступной медицинской помощи, сохранением и созданием своей семьи и т.д.

Судьба выпускников детских домов в большей степени зависит от поддержки и помощи, которую им оказывают после того, когда их возраст становиться возможным для самостоятельной жизни (то есть после выпуска из детского дома). Потребностью маленького человечка, который только, что встал на путь к самостоятельной жизни является поддержка семьи, забота матери, воспитание отца. Очень часто детский дом, его сотрудники, не в силах дать полноценное развитие, заботу, духовное обогащение, одним словом оказать достаточную помощь. И нельзя сказать, что к моменту выпуска многие готовы ко «взрослой» жизни. После «выхода из дверей» данного учреждения многих ждет разочарование, так как не всем была оказана своевременная социальная помощь, поддержка. На текущий момент государство создает и реализует программы по улучшению качества жизни детей, которые оказались без попечения родителей. Выпускникам детских домом должны быть предоставлены условия для нормальной жизнедеятельности. Воспитанник данного учреждения, как бы «выпадает» из социальной структуры, и поэтому государство обязано «встроить» его в новую, подготовленную систему.

Цель- определить меры поддержки детей-сирот, которые предпринимает государство.

Объект- дети-сироты и дети, оказавшихся без попечения родителей.

Предмет- роль государства в формировании и развитии детей-сирот.

Задачи:

· Рассмотреть роль государства в момент становлении личности выпускников детских домов.

· Проанализировать деятельность сотрудников детских домов.

· Раскрыть проблемы, которые характеризуют воспитанников данного учреждения.

Глава 1. Выпускники детских домов как объект социальной защиты.

Проблема социального сиротства.

На сегодняшний день в общество часто использует такие определения как - сиротство, социальное сиротство. Если дети-сироты- это дети, которые оказались в сложной жизненной ситуации и в силу обстоятельств потеряли родителей и при этом они еще не переступили черту своего совершеннолетия (т.е не достигли 18 лет). То социальная сирота - это ребенок, который имеет родителей, но на данный промежуток времени они не могут заботиться, содержать ребенка. Таким образом дети остаются без попечения и уже в обязанности государства входит забота о подрастающем поколении. В данную категорию также включают детей-инвалидов, чьи родители не захотели брать на себя ответственность, и передали их на попечение детского дома. Дети, которые теперь вынуждены одни существовать в этом мире, проживают в интернатах, домах для инвалидов, государственных учреждениях. И уже данные учреждения берут на себя обязанности «родителей».

В современном мире данная проблема стала наиболее острой. И что бы лучше понять из-за чего же дети становятся не нужными для своих биологических родителей, необходимо разобраться в причинах данного феномена. В нашем мире существует множество мотивом для этого поступка, к ним относят: политические, природного характера, социальные, межнациональные конфликты (война, диверсии, теракт), медицинские, миграция. По статистики уровень сиротства и беспризорности в России возрос после Гражданской и Великой Отечественной войны.[1]

Родители в основном добровольно отказываются от новорожденного еще в родильном доме. Данный отказ необходимо зафиксировать в специальном юридическим документом. Его можно отозвать в течение 3-х месяцев, и в таком случае ребенок будет возвращен родителем. А так же необходимо различать принудительное изъятие ребенка из семьи, то есть лишение родительских прав, для защиты интересов и сохранение прав ребенку. Данный правовой акт, закрепляется юридическим документом по решению суда. Судья и органы опеки определяют степень благополучия семьи, и если выясняется, что родители зависимы от алкоголя, наркотиков, а также недееспособны или проявляют девиантное поведение, то их лишат родительских прав. Основные причины социального сиротства на сегодняшний день следующие: безработица, недостающая помощь от государства, высокие цены на продукты питания, жильё, одежду, раскол в семейных отношениях (вне брачные дети, развод, ранее материнство), алкоголизм, наркомания, большой уровень правонарушения. Родители перестают заботиться о детях, применяют к ним жестокие методы воспитания.[2] Для того, чтобы избежать данную ситуацию, снизить уровень беспризорности и безнадзорности, государству необходимо проводить профилактику социального сиротства. Она помогает предотвратить возникающие проблемы на самых ранних этапах ее развития. Данная деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешна осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская, социально-педагогическая.

Можно выделить следующие виды профилактики: первичная, вторичная, третичная.[3]

Первичная профилактика - это меры направленные на формирование у населения установок здорового образа жизни, подготовленного родительства. Это можно достичь с помощью тренингов и семинаров по правильному воспитанию детей, бедующего материнства и т.д.

Вторичная профилактика - это меры, направленные на анализ проблем семьи, оказание помощи детям и родителям, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Третичная профилактика - это целенаправленная работа с семьями для преодоление существенных проблем. Она находиться на патронаже квалифицированных специалистов. Четкая и слаженная работа помогает выявить кризис на момент его зарождения. В нашей стране очень много таких семей.

Для того, что преодолеть проблему социального неблагополучия семьи существует 2 этапа профилактической работы. Один из них направлен на определение семей, которые находятся на сложной жизненной ситуации.

Следующим этапом профилактической работы являются мероприятия по реабилитации профилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего от полноты изучения личности, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учебе, к родителям, труду, состоянием здоровья, включая и психическое, отклоняющегося поведение и его причин.

Профилактика должна осуществляться органами опеки, государством. И на сегодняшний день данная работы должна проводиться в усиленном режиме. Так как низкая рождаемость, которая характерна для России уже в течение нескольких десятилетий, привела к быстрому сокращению общего числа детей. Число детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно уменьшилось с 34 млн. человек на начало 2000 год до 26 млн. человек на начало 2010 года. Доля детей в структуре населения России на конец 2009 года составляет 18,3% .[4]

Согласно статистическим данным за 2011 год, в Российской Федерации учтено свыше 82 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2011 года составила 654355 детей .

За последние пять лет в России наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере. В частности:

• на 0,13% уменьшилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (2006 г. -127 тыс. детей, что составляет 0,45 % от общего количества детского населения страны, 2011 г. - 82,2 тыс. детей, что составляет 0,32 % от общего количества детского населения страны);
• более чем на 24% уменьшилось количество государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот (2006 г. - 1 770 учреждений, 2011 г. -1 344), и более чем на 35%- численность детей, находящихся в этих учреждениях (2006 г. - 123 тыс. детей, 2011 г. - 79,9 тыс.);
• на 0,1 % уменьшилось число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2006 г. - 177 тыс. детей, что составило 0,63% от общего количества детского населения страны, 2011 г. - 132,8 тыс. детей, что составило 0,53% от общего количества детского населения страны).

В 2011 году в семьи российских граждан было передано 67,5 тыс. детей, из них 10,8 тыс. - на усыновление, 56,7 тыс. - под опеку (попечительство), в том числе 13,7 тыс. - в приемные семьи.[5]

Вместе с тем в настоящее время сохраняется ряд проблем, не позволяющих обеспечить в полном объеме реализацию права детей на воспитание в семье.

Большинство (80%) выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети, лишившиеся родительского попечения по «социальным» причинам. Несмотря на то, что за последние пять лет количество родителей, лишенных родительских прав, уменьшилось более чем на 19%, оно остается значительным (в 2011 году родительских прав лишены свыше 50 тысяч человек) .

За 2011 год в отношение детей совершено около 90 тыс. преступлений, что на 7,5 % меньше, чем в 2010 году. Нередко дети становятся жертвами проживающих с ними лиц. За последние 5 лет на четверть возросло число несовершеннолетних, ставших жертвами собственных родителей. Более чем на 30% увеличилось число убийств матерями новорожденных детей.

Всего за последние 15 лет, по данным ЮНИСЕФ, число случаев лишения родительских прав выросло в 3,7 раз.

Вывод: Проблема социального сиротства очень актуальна в наше время. Ведь родители готовы отказаться от своего ребенка, если возникают какие-то проблемы. Многие не готовы их решать и думают, что государство сможет позаботиться о детях. Но нахождение в детском доме не сможет полностью заметь семью. Социальное сиротство можно победить только любовью и изменением направленности действий государства и каждого отдельного человека на сохранение семьи и любви к детям.

Наши рекомендации