Процесс правотворчества государства и его стадии

Правотворчество – деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц направленная на установление, изменение или отмену норм права.

Способы правотворчества:

- Санкционирование – это официальное признание сложившегося общественного отношения. Это превращение уже сложившейся и существующей нормы в общеобязательное правило поведения.

- Формулирование – установление государством по своей инициативе в качестве правовых норм – правил, которые еще не сложились в Обществе. Н: ОСАГО, до введения обязательного страхования на территории России страхование автогражданской ответственности встречалось, но не вошло в практику как обязательное правило.

Виды правотворчества:

- Правотворчество государственных органов;

- Правотворчество народа (референдум);

Процесс правотворчества:

1 ЭТАП – Подготовка нормативно-правового акта(включает в себя несколько стадий):

1. Стадия законодательной инициативы, т.е. необходимо решение компетентного государственного органа. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется Конституцией:

На федеральном уровне:

- Президент РФ

- Правительство

- Парламент

- Высшие органы судебной власти

На уровне субъекта Федерации:

- Парламент

- Правительство

- Органы судебной власти

Законодательная инициатива может исходить от народа (посредством проведения референдума).

2. Подготовка текста нормативно-правового акта.

На данной стадии определяется необходимость принятия данного закона.

На данной стадии определяются круг привлекаемых специалистов, создание рабочей группы, сроки, финансирование. В том случае, если требуется привлечение бюджетных средств, то необходима санкция Министра финансов.

Обсуждение текста проекта нормативно-правового акта.

Данная стадия предполагает предварительное ознакомление с содержанием законопроекта. Формы ознакомления могут быть самыми различными: совещания, заседания комиссий, обсуждение в СМИ и т.д.

Текст законопроекта рассылают во все заинтересованные органы. По истечении определенного времени они должны прислать замечания на законопроект. Если особо значимый законопроект, то проводятся парламентские слушания.

4. Согласование проекта нормативно-правового акта. Получение разрешений (виз) со стороны заинтересованных ведомств, имеющих отношение к законопроекту.

5. Доработка проекта нормативно-правового акта. Учет поступивших предложений и замечаний, редактирование текста.

ЭТАП – Принятие нормативно-правового акта.

6. Внесение проекта на рассмотрение. Законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу.

7. Обсуждение проекта. Процедура зависит от статуса законопроекта. По результатам обсуждения проект либо откланяется, либо одобряется.

8. Голосование. ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые ГД законопроекты в течение 5 дней передаются в Совет Федерации. ФЗ – 1/2 % голосов, ФКЗ 2/3 % голосов.

9. Подписание законопроекта. Принятие завершается подписанием проекта Президентом РФ. Президент обладает правом вето.

10. Опубликование нормативно-правового акта. Введение в действие осуществляется через опубликование в открытой печати. Нормативно-правовой акт начинает действовать через 10-15 дней после опубликования.

ВОПРОС 58

ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ

За­кон­ность – это точ­ное и не­ук­лон­ное со­блю­де­ние и ис­пол­не­ние за­ко­нов все­ми субъекта­ми пра­ва.

Принцип законности означает ра­вен­ст­во гра­ж­дан пе­ред за­ко­ном, так как каждый субъект (гражданин) должен не­укос­ни­тель­но со­блю­дать и ис­пол­нять за­ко­ны го­су­дар­ст­ва.

Основные принципы (требования) за­кон­но­сти:

Требования законности – это содержание, которое включает в себя законность.

  1. Всеобщность законности – равенство всех перед законом;
  2. Единство законности –закон должен быть единым на все территории РФ.
  3. Вер­хо­вен­ст­во за­ко­на, в частности:

- закон должен быть правовым;

- функционирование государства, его органов, организаций должно осуществляться исключительно на основе законов;

- соблюдение требований закона – это общий принцип деятельности всех государственных органов, организаций, граждан;

- соответствие всех подзаконных актов закону;

  1. Неотвратимость реализации законности – пре­се­че­ние про­яв­ле­ний нарушения закона. Неотвратимость ответственности за эти нарушения.
  2. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Если закон устарел и стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но до тех пор пока изменения не внесены закон действует.
  3. Неразрывная связь законности и культурности. Чем выше уровень культуры Общества, тем выше уровень законности.
  4. Равные для всех возможности защиты своих прав и законных интересов;

Гарантии законности:

Гарантии законности – это средства, которые обеспечивают ее реализацию.

  1. Гражданское общество;
  2. Обеспечение соответствия закона праву;
  3. Разделение властей;
  4. Обеспечение гражданам возможности защиты своих прав;
  5. Борьба с правонарушениями.

ВОПРОС 59

ПРАВОВОЙ ПРОБЕЛ

Пробел в праве – это отсутствие нормы для урегулирования какого-либо вида общественных отношений, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Пробел в паве – это неполнота юридической базы применения права.

Ни одно законодательство не в состоянии учесть всё многообразие общественных отношений, которые требуют правового регулирования. Пробелы в законодательстве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны.

Виды пробелов в праве:

- Действительные пробелы – отсутствие нормы права (или ее части), регулирующее конкретное общественное отношение в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования.

- Мнимые пробелы – это пробел, когда определенный вопрос, конкретная сфера общественных отношений не регулируется правом, но по мнению того или иного лица должны быть урегулированы нормами права. Возможно, что законодатель не считает целесообразным регулирование данного вопроса правовыми средствами.

Пробелы в праве появляются вследствие неполного или недостаточного использования средств юридической техники (упущения при подготовке НПА).

Различают:

- Первоначальная пробельность в праве – возникает силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех ситуаций, требующих правового регулирования, а также допустил ошибки в конструировании той или иной нормы;

- Последующая пробельность в праве – возникает вследствие постоянного развития общественных отношений;

Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы, но быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, т.к. связано с процессом нормотворчества.

Органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты законодательства. Во избежание этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Он предусматривает два оперативных метода преодоления, восполнения пробелов – аналогию закона и аналогию права.

ВОПРОС 60

Наши рекомендации