Учреждения образования и культуры
Учреждения образования являются одним из наиболее важных, если не самым важным, элементов идеологического механизма каждого современного государства. С вступлением общества в индустриальную стадию своего развития образование и воспитание новых поколений людей перестало быть только частным делом. Преобразование общественного производства на основе индустриальных технологий и формирования нациоцентристской системы мироустройства - эти два процесса определили суть модернистского (индустриального) общества — поставили все национальные государства перед необходимостью превратить образование и воспитание в важнейшую область своей политики. Организация и финансирование государством этого дела стало условием или, если хотите, императивом самосохранения и выживания нации в рыночно-конкурентном мире. Очевидно, что овладевать сложными и постоянно совершенствующимися техническими механизмами и технологическими процессами могут только люди, обладающие соответствующими знаниями и навыками. Точно так же сознательно участвовать в обеспечении жизнеспособности и целостности нации-государства могут только люди, обладающие необходимыми для этого гражданскими качествами. Поэтому Президент нашей страны А.Г. Лукашенко своевременно подчеркнул, что «во всем мире система образования формирует не только специалиста, но и гражданина с определенными моральными устоями» [17].
Надо признать, что в советский период отечественной истории первая сторона рассматриваемой проблемы — организация образования граждан - решалась очень успешно. В СССР была создана система образования, позволившая ускоренными темпами решить задачи индустриализации страны или, иными словами, перехода к индустриальному обществу, и подступиться вплотную к постиндустриальному обществу. Фактически на протяжении жизни одного поколения были последовательно решены задачи обеспечения сначала всеобщего начального образования, затем — всеобщего неполного среднего и, наконец, всеобщего среднего образования. Очень высокими темпами развивалась сеть учреждений профессионально-технического обучения, среднего специального и высшего образования. Созданная система подготовки специалистов позволила в кратчайшие сроки вывести страну на передовые позиции научно-технического прогресса. Что касается второй стороны проблемы — формирование качеств гражданственности, — то она фактически оказалась проваленной: в кризисный момент развития страны как ее руководители, так и ее население в основной своей массе оказались не на высоте своих задач. В результате государство перестало существовать.
В настоящее время угроз национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе угроз единству нации и целостности страны, не стало меньше. Если то с запада, то с востока политики ставят под сомнение существование белорусской нации и если тут, внутри страны, эту идею иногда повторяют в своих публикациях ученые и журналисты, то это и есть самая опасная угроза национальной безопасности. Никто, кроме самой общности, никогда не скажет, что она есть нация. Следовательно, ответ на эту угрозу может быть только один: не ждать, когда кто-то решит, к какой нации принадлежат граждане Республики Беларусь, а отстаивать всеми возможными средствами — идеологическими, психологическими, политическими, экономическими и, если понадобится, военными — свой национальный суверенитет и территориальную целостность своей страны. Имеется ввиду также и необходимость решения более ускоренными темпами проблем строительства Союзного государства на принципах полного равноправия государств-участников.
Отсюда становится понятным то значение, которое руководство нашей страны придает совершенствованию содержания и организации воспитательной деятельности учреждений национальной системы образования. При этом речь не идет о каком-то идеологическом прессинге в отношении обучаемых. Как это принято во всем мире, в официальных материалах, в том числе докладах и выступлениях Президента Республики Беларусь, ставится задача придания таких форм жизнедеятельности учебно-воспитательных учреждений, такого характера отношений между обучаемыми и педагогами, которые позволили бы молодым гражданам страны без какого бы то ни было принуждения постигать историю своего народа, усваивать его идеалы и ценности, приобщаться к его мировосприятию, формировать чувства любви к своей Родине, патриотизма, национальной гордости и достоинства, уважительное отношение к своему государству, его символике и законодательству.
Для решения этой задачи учебные заведения всех видов должны являться не только частью белорусского общества, но и представлять собой его своебразную ячейку, в которой вся организация жизнедеятельности их коллективов основывается на тех же идеалах, ценностях и принципах, что и само общество. В этом деле особое значение имеют самоуправленческие начала в организации учебных коллективов, наличие возможностей получать обучаемыми навыки общественной жизни посредством участия в деятельности детских и юношеских объединений патриотической, культурной и спортивной направленности. Только при таком условии их воспитанники смогут получать не только необходимые для будущей полноценной социально-политической жизни знания, но и первичные навыки гражданственности.
Необходимо отметить особое значение учебников по социально-гуманитарным дисциплинам в усвоении обучаемыми идей, ценностей и норм национально-государственной идеологии. Именно из учебников под руководством педагогов обучаемые получают основную информацию; учебнику в юном возрасте доверяют абсолютно, а в студенческий период — больше, чем преподавателю, так как студенты знают, что каждый официальный учебник прошел специальную научную экспертизу. Во всем мире государства, в том числе и наше, устанавливают те или иные формы общественного контроля за содержанием учебной литературы социально-гуманитарной направленности, особенно по таким дисциплинам, как история, филология, философия, культурология, социология, политология, экономика. Совершенствование учебной литературы было и остается непреходящей задачей. «Учебник, - подчеркнул А.Г. Лукашенко, - это основа. И его надо сделать и привлекательным, и достаточно научным, и сложным, но в то же время не отталкивающим студента» [18].
Все сказанное в данной рубрике в равной мере относится к деятельности учреждений культуры и работающим на ниве культуры гражданам Беларуси. В нашей стране создана разветвленная сеть театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждений. Она включает в себя театры, кинотеатры, дома культуры, концертные залы, клубные учреждения, библиотеки, музеи, парки, методические центры народного творчества, которые образуют единый социально-культурный комплекс; количество работающих в сфере культуры и искусства составляет 86,6 тыс. человек [19]. В творческих союзах нашей страны насчитывается в общей сложности около 6 тыс. человек — писателей, композиторов, кинематографистов, художников, музыкальных и театральных деятелей, мастеров народного творчества, дизайнеров, литературно-художественных критиков [20]. Их деятельность направлена на увековечение художественными средствами славного прошлого белорусского народа, отражение его национальных идеалов и ценностей, его современных чаяний и устремлений. Она также способствует формированию у подрастающего поколения, всех других категорий граждан Республики Беларусь идеалов патриотизма и социальной справедливости, высоких духовных и эстетических потребностей, на приобщение народа к художественному творчеству и гуманистическим ценностям мировой культуры.
Задачей задач деятелей культуры ныне становится обеспечение, с одной стороны сохранения социокультурной самобытности белорусов в условиях нарастающих процессов глобализации, а с другой — адаптации к его цивилизационной идентичности альтернативных феноменов культуры, формирующихся в процессе становления постиндустриального (информационного) общества.