Этап (1961 – 1990 гг.) Создание и функционирования системы Гражданской обороны страны (ГО)
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Учебные вопросы:
1. Этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в России.
2. Предназначение и задачи РСЧС и ГО РФ.
3. Структура РСЧС (ГО РФ). Трансформация РСЧС при переходе страны на военное положение.
4. Объектовые подсистемы РСЧС . Основные задачи подсистем.
5. Режимы функционирования РСЧС, степени готовности ГО РФ.
6. Перспективная система защиты населения и территорий в ЧС –
Российская система Гражданской защиты (РСГЗ).
Первый учебный вопрос
Этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в России
Исторический анализ показывает, что защита населения и территорий в ЧС природного, техногенного, экологического характера, а также от опасностей, возникающих при проведении военных действий, была всегда весьма актуальна.
При этом степень возникновения угроз и опасностей обусловливала уровень реагирования на них, состав необходимых сил, средств и организационных структур.
Необходимость образования государственных систем защиты населения и территории, как в России, так и за рубежом, была в свое время обусловлена, прежде всего, ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.
В России (СССР) становление и развитие системы защиты населения и территорий от ЧС различного характера можно условно разделить на три этапа.
Этап (1932-1961 гг.) Создание и функционирование местной противовоздушной обороны (МПВО).
Истоки государственной организации защиты населения в России берут начало в Феврале 1918 года в г. Петрограде. Здесь для борьбы с германской авиацией был организован Революционный комитет обороны Петрограда во главе с Я.М. Свердловым, вместе с тем создана противовоздушная оборона г. Петрограда. Сложилась система обеспечения защиты населения: «Оповещение-защита-оказание помощи».
В 1925 году Реввоенсоветом СССР разработаны общие принципы организации ПВО страны.
В 1929 году предприятия страны получили название объектов ПВО первой и второй категории.
В связи с увеличившейся угрозой возникновения новой мировой войны в конце 1930 годов по всей стране была начата подготовка кадров Местной противовоздушной обороны (МПВО).
В 1931 году в районах противовоздушной обороны организованы противохимическая, медико-санитарная, охраны порядка, противопожарная, ветеринарная службы ПВО.
К 1932 году почти полмиллиона рабочих и служащих были обучены мерам противовоздушной и противохимической защиты. Было создано около трех тысяч формирований различного назначения. Была создана государственная организация – Местная противовоздушная оборона СССР.
4 октября 1932 года постановлением Совета народных комиссаров СССР утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР».
27 августа 1936 года принято постановление «Об организации населения для защиты от воздушного нападения на территории СССР».
В 1938 году на базе Московской центральной постоянной выставки МПВО создали «Высшие курсы местной ПВО».
7 октября 1940 годаМПВО передано из подчинения Наркомата обороны в ведение Наркомата внутренних дел. Было образовано Главное управление (ГУ МПВО).
Создание МПВО было обусловлено появлением и бурным развитием после первой мировой войны авиации и химического оружия и ростом их возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны.
этап (1961 – 1990 гг.) Создание и функционирования системы Гражданской обороны страны (ГО).
В 50-е годы появления ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки к цели потребовало коренных изменений доктрины ядерных держав. Проблема защиты населения и территорий от ОМП приобрела особую остроту и важность. В связи с этим в 1961 г. система МПВО была преобразована в систему Гражданской обороны в составе МО СССР.
Перед ГО была поставлена задача – совместно с ПВО страны не допустить в будущей войне уничтожения 25-30% населения нашей страны и 50-70% ее производственных мощностей, сконцентрированных в крупных городах, что представляло собой «неприемлемый ущерб» и могло привести к военному краху.
Однако ориентация ГО в эти годы в основном только на решение задач только военного времени объективно приводила к однобокости развития системы защиты населения от ЧС. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что ГО не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера и, в то же время , в 80 –е годы, когда несколько уменьшилась международная напряженность, стали накапливаться проблемы защиты населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера.
В 1987 г. были приняты меры по приданию системы ГО определенных функций в плане непосредственного решения задач по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера. Однако Спитакская трагедия показала, что решительных мер по реорганизации ГО принято не было, она опять оказалась не готовой к решению задач мирного времени. Сложившаяся обстановка требовала эффективно решать задачи защиты населения и территорий в ЧС как в военное, так и в мирное время.