Правительство и другие институты государства
Составными звеньями механизма функционирования идеологии белорусского государства являются органы исполнительной власти и другие институты государства. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В его состав могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Совету Министров подчинена сеть ведомств, организаций и учреждений, действующих во всех областях жизнедеятельности белорусского общества. В чем же специфика роли Правительства и подчиненных ему органов в механизме функционирования государственной идеологии Республики Беларусь?
Отправным моментом в поиске ответа на поставленный вопрос является роль институтов исполнительной власти в общем механизме политической власти: на них возложена функция организации исполнения принятых политических решений. Следовательно, основной функцией Совета Министров Республики Беларусь и подведомственных ему организаций и учреждений в идеологическом механизме государства является осуществление сформулированных целей и задач развития белорусского общества, которые выступают в качестве составного элемента идеологии государства. В этом состоит суть идеологической работы, осуществляемой структурами исполнительной ветви государственной власти. Значение этой работы в обеспечении жизнедеятельности общества переоценить невозможно. От того, насколько провозглашенные идейные постулаты и сформулированные на их основе цели и задачи общественного развития получают свое подтверждение в реальной жизни, насколько они на деле служат удовлетворению насущных потребностей различных категорий граждан и насколько они отвечают общенациональным интересам, зависит отношение граждан и к самой идеологии государства, и к существующим политическим институтам, и к входящим в их состав конкретным лицам.
Надо заметить, что Правительство и подчиненные ему государственные органы не есть бесстрастные в идейном отношении исполнители принятых политических решений. Нормальным является положение, при котором эти институты участвуют в процессе формулирования и принятия политических решений, а значит, и в формулировании положений идеологии государства, а также несут ответственность перед гражданами за их содержание и последствия. Общемировая практика стремится избежать крайностей в организации механизма исполнительной власти: с одной стороны, от сосредоточения в одном органе или лице функций принятия и исполнения решений, а с другой — от полного отстранения органов исполнительной власти от процесса формулирования идейных постулатов и принятия политических решений. На нынешнем этапе общественно-политического развития Беларуси оптимальным вариантом решения заданной проблемы является смешанная форма правления, при которой Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь [10].
Конституция Республики Беларусь наделяет Правительство широкими полномочиями с тем, чтобы оно было в состоянии с должной ответственностью и эффективностью выполнять свои функции как в части принятия политических решений, а значит и в формулировании положений идеологии государства, так и в части их исполнения. Возможность активного участия Правительства в определении идейных приоритетов, целей и задач общественного развития открывается предоставленным ему Конституцией правом законодательной инициативы. Это означает, что Правительство может поставить в повестку дня Парламента любую назревшую, с его точки зрения, общественную проблему и внести свои предложения по ее разрешению в законодательном порядке. Наиболее полный перечень полномочий Правительства, имеющих идеологический аспект, содержит статья 107 Конституции, согласно которой Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране общественного порядка, борьбе с преступностью; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента. Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Следует различать идеологическую работу органов исполнительной власти как составных элементов идеологического механизма государства и идеологическую работу внутри коллективов сотрудников этих учреждений.
Первый аспект идеологической работы органов исполнительной власти совпадает с их функциональными обязанностями в разделении труда среди институтов государства и, следовательно, со служебной деятельностью их сотрудников. Об этом аспекте идеологической работы сотрудников органов исполнительной власти речь шла выше. Здесь лишь добавим, что ее составной частью является пропаганда и разъяснение целей и задач деятельности соответствующих структур, путей и способов их достижения в пределах предоставленных им законодательством полномочий. Это необходимо понимать и учитывать структурам, призванным заниматься организацией идеологической работы в стране.
Второй аспект есть проявление идеологической работы среди граждан страны, коими являются и государственные служащие. Данный аспект приобретает особое значение в деятельности органов и подразделений Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел и других силовых ведомств государства. Эта значимость идеологической работы обусловлена тем, что деятельность личного состава данных институтов связана с практической реализацией права государства на применение законного физического насилия в отношении тех лиц, действия которых приводят к нарушению общественного порядка, ставят под угрозу безопасность граждан и общества в целом. Именно поэтому военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, госбезопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, их начальствующий и рядовой состав как никакие иные категории граждан должны ориентироваться в идеалах и ценностях нашего общества, насущных потребностях и интересах народа, целях и задачах деятельности государства, понимать свое место и роль в происходящих процессах, значение эффективного выполнения своих служебных обязанностей и поставленных задач. Здесь идеологическая, воспитательная работа является составной частью подготовки личного состава к эффективному выполнению ими своих функций в механизме государственной власти.
Роль других институтов государства — суда, прокуратуры, комитета государственного контроля — в обеспечении функционирования национально-государственной идеологии также напрямую связана с выполняемыми ими полномочиями и задачами в механизме государственной власти. Здесь уместно будет еще раз напомнить, что закрепленные в Конституции, законах и других нормативно-правовых актах Республики Беларусь положения представляют собой не что иное, как изложенные в юридической форме идеи, ценности, принципы и представления, составляющие содержание идеологии белорусского государства. Поэтому правоприменительная и правоохранительная деятельность есть в то же время и вид идеологической работы, содержанием которой является приведение в действие положений идеологии государства. Эффективностью работы указанных институтов во многом определяется авторитет и значимость лежащих в основе организации и деятельности белорусского государства идеи, ценности, принципов и представлений, а также доверие граждан к институтам самого государства и их персональному составу.
Обозначенной ролью данных институтов в механизме функционирования идеологии белорусского государства определяются и их задачи в этой связи. Главной из них является обеспечение добросовестного выполнения всеми их сотрудниками своих служебных полномочий и обязанностей. Эта задача должна решаться не только посредством использования мер административного характера, но и путем осуществления систематической воспитательной работы с сотрудниками с целью повышения у них ответственности за судьбу каждого гражданина и страны в целом. Не менее важной задачей является разъяснение населению страны содержания, целей и результатов деятельности правоприменительных и правоохранительных органов государства, складывающейся в данной области общественной жизни ситуации, существующих здесь проблем и путей их разрешения. Составным аспектом этой стороны их деятельности является участие в правовом воспитании различных категорий граждан, а значит, и в доведении до их сознания тех идей, ценностей, принципов и целей, которые положены в основу организации и деятельности белорусского общества и государства.
Роль органов местного управления и самоуправления, администраций районов в городах и коллективов работников в механизме функционирования идеологии белорусского государства состоит главным образом в организации жизнедеятельности граждан на производстве, по месту жительства и в общественных местах в соответствии с идеями, ценностями, традициями, социальными и правовыми нормами, составляющими содержание белорусской национально-государственной идеологии. На местном уровне общественно-политическая и культурно-духовная жизнь не менее насыщенна, чем в столичном городе. Здесь также организуются избирательные кампании, торжественные мероприятия в связи с государственными праздниками, памятными и юбилейными датами, по случаю важнейших событий в жизни страны, городов, поселков, деревень, трудовых коллективов. Невозможно представить жизнедеятельность трудового коллектива, микрорайона или поселка без постоянного информирования людей о происходящих на местном и республиканском уровнях событиях, о проблемах и задачах развития страны, области, района, предприятия. Такое информирование предполагает как наличие местных СМИ, так и живое общение граждан с администрацией коллектива или работниками органов местного управления и самоуправления.
Идеология государства на всех уровнях механизма ее функционирования также требует своего организационного и кадрового обеспечения. Эта сторона идеологического механизма нашего государства урегулирована Указом Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2004 г. «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь» [ 11]. В соответствии с ним во всех облисполкомах и Минском горисполкоме созданы управления идеологической работы, а в горисполкомах, райисполкомах и администрациях районов в городах — отделы идеологической работы. Этим же Указом установлено, что персональную ответственность за состояние идеологической работы в коллективах работников несут руководители государственных и иных организаций Республики Беларусь, а непосредственная организация этой работы в коллективах возлагается на одного из заместителей руководителя. В структуре Администрации Президента Республики Беларусь создано главное идеологическое управление.
ПОЛОЖЕНИЕ