Правительство и другие институты государства

Составными звеньями механизма функционирования идеологии белорусского государства являются органы исполнительной власти и другие институты государства. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — цент­ральный орган государственного управления. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В его состав могут входить и руководители иных республикан­ских органов государственного управления. Совету Министров подчинена сеть ведомств, организаций и учреждений, действу­ющих во всех областях жизнедеятельности белорусского обще­ства. В чем же специфика роли Правительства и подчиненных ему органов в механизме функционирования государственной идеологии Республики Беларусь?

Отправным моментом в поиске ответа на поставленный во­прос является роль институтов исполнительной власти в общем механизме политической власти: на них возложена функция ор­ганизации исполнения принятых политических решений. Сле­довательно, основной функцией Совета Министров Республики Беларусь и подведомственных ему организаций и учреждений в идеологическом механизме государства является осуществление сформулированных целей и задач развития белорусского обще­ства, которые выступают в качестве составного элемента идеоло­гии государства. В этом состоит суть идеологической работы, осуществляемой структурами исполнительной ветви государ­ственной власти. Значение этой работы в обеспечении жизнедея­тельности общества переоценить невозможно. От того, насколь­ко провозглашенные идейные постулаты и сформулированные на их основе цели и задачи общественного развития получают свое подтверждение в реальной жизни, насколько они на деле служат удовлетворению насущных потребностей различных ка­тегорий граждан и насколько они отвечают общенациональным интересам, зависит отношение граждан и к самой идеологии го­сударства, и к существующим политическим институтам, и к вхо­дящим в их состав конкретным лицам.

Надо заметить, что Правительство и подчиненные ему госу­дарственные органы не есть бесстрастные в идейном отноше­нии исполнители принятых политических решений. Нормаль­ным является положение, при котором эти институты участву­ют в процессе формулирования и принятия политических ре­шений, а значит, и в формулировании положений идеологии государства, а также несут ответственность перед гражданами за их содержание и последствия. Общемировая практика стре­мится избежать крайностей в организации механизма исполни­тельной власти: с одной стороны, от сосредоточения в одном органе или лице функций принятия и исполнения решений, а с другой — от полного отстранения органов исполнительной власти от процесса формулирования идейных постулатов и принятия политических решений. На нынешнем этапе обще­ственно-политического развития Беларуси оптимальным вари­антом решения заданной проблемы является смешанная фор­ма правления, при которой Правительство в своей деятельно­сти подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответствен­но перед Парламентом Республики Беларусь [10].

Конституция Республики Беларусь наделяет Правительство широкими полномочиями с тем, чтобы оно было в состоянии с должной ответственностью и эффективностью выполнять свои функции как в части принятия политических решений, а значит и в формулировании положений идеологии государ­ства, так и в части их исполнения. Возможность активного уча­стия Правительства в определении идейных приоритетов, целей и задач общественного развития открывается предоставлен­ным ему Конституцией правом законодательной инициативы. Это означает, что Правительство может поставить в повестку дня Парламента любую назревшую, с его точки зрения, обще­ственную проблему и внести свои предложения по ее разреше­нию в законодательном порядке. Наиболее полный перечень полномочий Правительства, имеющих идеологический аспект, содержит статья 107 Конституции, согласно которой Прави­тельство Республики Беларусь руководит системой подчинен­ных ему органов исполнительной власти; разрабатывает основ­ные направления внутренней и внешней политики и принима­ет меры по их реализации; разрабатывает и представляет Пре­зиденту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культу­ры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, нацио­нальной безопасности и обороноспособности, охране обще­ственного порядка, борьбе с преступностью; выступает от име­ни собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Пре­зидента; отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления; осуществляет иные пол­номочия, возложенные на него Конституцией, законами и акта­ми Президента. Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Следует различать идеологическую работу органов испол­нительной власти как составных элементов идеологического механизма государства и идеологическую работу внутри кол­лективов сотрудников этих учреждений.

Первый аспект идеологической работы органов исполнитель­ной власти совпадает с их функциональными обязанностями в разделении труда среди институтов государства и, следовательно, со служебной деятельностью их сотрудников. Об этом аспекте идеологической работы сотрудников органов исполнительной власти речь шла выше. Здесь лишь добавим, что ее составной частью является пропаганда и разъяснение целей и задач деятель­ности соответствующих структур, путей и способов их достиже­ния в пределах предоставленных им законодательством полномо­чий. Это необходимо понимать и учитывать структурам, призван­ным заниматься организацией идеологической работы в стране.

Второй аспект есть проявление идеологической работы сре­ди граждан страны, коими являются и государственные служа­щие. Данный аспект приобретает особое значение в деятельно­сти органов и подразделений Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел и других силовых ведомств государства. Эта значи­мость идеологической работы обусловлена тем, что деятель­ность личного состава данных институтов связана с практиче­ской реализацией права государства на применение законного физического насилия в отношении тех лиц, действия которых приводят к нарушению общественного порядка, ставят под угро­зу безопасность граждан и общества в целом. Именно поэтому военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, госбезо­пасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, их на­чальствующий и рядовой состав как никакие иные категории граждан должны ориентироваться в идеалах и ценностях нашего общества, насущных потребностях и интересах народа, целях и задачах деятельности государства, понимать свое место и роль в происходящих процессах, значение эффективного выполнения своих служебных обязанностей и поставленных задач. Здесь идеологическая, воспитательная работа является составной частью подготовки личного состава к эффективному выполне­нию ими своих функций в механизме государственной власти.

Роль других институтов государства — суда, прокуратуры, ко­митета государственного контроля — в обеспечении функциони­рования национально-государственной идеологии также напря­мую связана с выполняемыми ими полномочиями и задачами в механизме государственной власти. Здесь уместно будет еще раз напомнить, что закрепленные в Конституции, законах и других нормативно-правовых актах Республики Беларусь положения представляют собой не что иное, как изложенные в юридиче­ской форме идеи, ценности, принципы и представления, состав­ляющие содержание идеологии белорусского государства. По­этому правоприменительная и правоохранительная деятельность есть в то же время и вид идеологической работы, содержанием которой является приведение в действие положений идеологии государства. Эффективностью работы указанных институтов во многом определяется авторитет и значимость лежащих в основе организации и деятельности белорусского государства идеи, ценности, принципов и представлений, а также доверие граждан к институтам самого государства и их персональному составу.

Обозначенной ролью данных институтов в механизме функ­ционирования идеологии белорусского государства определяют­ся и их задачи в этой связи. Главной из них является обеспечение добросовестного выполнения всеми их сотрудниками своих слу­жебных полномочий и обязанностей. Эта задача должна решать­ся не только посредством использования мер административно­го характера, но и путем осуществления систематической воспи­тательной работы с сотрудниками с целью повышения у них от­ветственности за судьбу каждого гражданина и страны в целом. Не менее важной задачей является разъяснение населению стра­ны содержания, целей и результатов деятельности правоприме­нительных и правоохранительных органов государства, склады­вающейся в данной области общественной жизни ситуации, су­ществующих здесь проблем и путей их разрешения. Составным аспектом этой стороны их деятельности является участие в пра­вовом воспитании различных категорий граждан, а значит, и в доведении до их сознания тех идей, ценностей, принципов и це­лей, которые положены в основу организации и деятельности бе­лорусского общества и государства.

Роль органов местного управления и самоуправления, адми­нистраций районов в городах и коллективов работников в меха­низме функционирования идеологии белорусского государ­ства состоит главным образом в организации жизнедеятельно­сти граждан на производстве, по месту жительства и в обще­ственных местах в соответствии с идеями, ценностями, тради­циями, социальными и правовыми нормами, составляющими содержание белорусской национально-государственной идео­логии. На местном уровне общественно-политическая и куль­турно-духовная жизнь не менее насыщенна, чем в столичном городе. Здесь также организуются избирательные кампании, торжественные мероприятия в связи с государственными празд­никами, памятными и юбилейными датами, по случаю важней­ших событий в жизни страны, городов, поселков, деревень, тру­довых коллективов. Невозможно представить жизнедеятель­ность трудового коллектива, микрорайона или поселка без по­стоянного информирования людей о происходящих на мест­ном и республиканском уровнях событиях, о проблемах и зада­чах развития страны, области, района, предприятия. Такое ин­формирование предполагает как наличие местных СМИ, так и живое общение граждан с администрацией коллектива или работниками органов местного управления и самоуправления.

Идеология государства на всех уровнях механизма ее функ­ционирования также требует своего организационного и кад­рового обеспечения. Эта сторона идеологического механизма нашего государства урегулирована Указом Президента Респуб­лики Беларусь от 20 февраля 2004 г. «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь» [ 11]. В соответствии с ним во всех облисполкомах и Минском горисполкоме созданы управления идеологической работы, а в горисполкомах, райисполкомах и администрациях районов в городах — отделы идеологической работы. Этим же Указом установлено, что персональную ответственность за со­стояние идеологической работы в коллективах работников не­сут руководители государственных и иных организаций Рес­публики Беларусь, а непосредственная организация этой рабо­ты в коллективах возлагается на одного из заместителей руко­водителя. В структуре Администрации Президента Республики Беларусь создано главное идеологическое управление.

ПОЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации