Органы государственного управления земельным фондом

Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют как представительные, так и исполнительные органы власти.

1 Некоторые из названных функций управления изложены в других главах учебника, освещающих эти вопросы.


Представительные органы

Представительные органы государственной власти — это Президент Российской Федера­ции, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации, а также соответствующие органы субъ­ектов Российской Федерации.

ОрганыК органам исполнительной власти относятся

исполнительнойорганы общей и органы специальной компе-
властитенции.

Органами общей компетенции являются:

Правительство Российской Федерации и соответствующие органы го­сударственной власти субъектов РФ, а также органы местного само­управления — городские, районные, поселковые и сельские админист­рации.

Каждый из них в пределах своей компетенции осуществляет функции управления в области использования и охраны земель неза­висимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомствен­ном управлении находятся земли.

Органы специальной компетенции подотчетны органам общей компетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы.

К функциональным органам специальной компетенции относятся Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, органы са­нитарно-эпидемиологической службы, архитектурно-градостроитель­ной службы и др.

Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли опре­деленного целевого назначения (Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта и связи и др.).

Компетенция федеральных органов исполнительной власти

К компетенции федеральных органов испол­нительной власти по управлению земельным фондом относятся:

установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отноше­ний; установление ограничений оборотоспособности земельных участков;

государственное управление в области осуществления мониторин­га земель, государственного земельного контроля и ведения государст­венного земельного кадастра;

установление порядка изъятия (выкупа) земель для государствен­ных и муниципальных нужд;

изъятие (выкуп) земель для нужд Российской Федерации; разработка и реализация федеральных программ по использова­нию и охране земель;

иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Феде­рации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом и другими федеральными законами.

К компетенции органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации в области управления использованием и охраной земель относятся:

изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;

разработки и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Фе­дерации;

иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и рас­поряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (ст. 10 ЗК РФ).

КомпетенцияК компетенции органов местного самоуправ-

органов местноголения в административных границах соответ-самоуправленияствующих муниципальных образований отне­сены:

изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муни­ципальных нужд;

установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий город­ских и сельских поселений, территорий других муниципальных обра­зований;

разработка и реализация местных программ использования и ох­раны земель;

а также иные полномочия на решение вопросов местного значе­ния в области использования и охраны земель.

Органами местного самоупраатения осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муници­пальной собственности (ст. 11 ЗК РФ).

ФедеральноеПо Положению «О Федеральном агентстве

агентство кадастракадастра объектов недвижимости», утвер-

объектовжденному постановлением Правительства

недвижимостиРоссийской Федерации от 19 августа 2004 г.

№ 418 (в ред. постановления Правительства

РФ от 19 марта 2005 г. № 141, от 11 апреля 2006 г. № 206), это агент­ство является федеральным органом исполнительной власти по госу­дарственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регули­рующие и др.) функции по ведению государственного земельного када­стра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по земле­устройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной зе­мель.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществ­ляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои терри­ториальные органы во взаимодействии с другими федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

Федеральное агентство по Положению о нем осуществляет сле­дующие полномочия:

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает госу­дарственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследова­тельских, опытно-конструкторских и технологических работ для госу­дарственных нужд, в том числе для обеспечения нужд Агентства;

осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительст­ва Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подве­домственным Агентству.

Агентство организует:

создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов капитального строительства;

проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также территориаль­ного землеустройства на землях, находящихся в федеральной собст­венности;

подготовку землеустроительных материалов для установления Го­сударственной границы Российской Федерации, границ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

осуществление технической инвентаризации объектов капитально­го строительства;

проведение государственной кадастровой оценки земель.

Далее оно осуществляет:

представление результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полу­ченных в результате проведения землеустройства;

государственный мониторинг земель в Российской Федерации, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы;

ведение государственного технического учета объектов капиталь­ного строительства;

создание и ведение государственного кадастра объектов недвижи­мости;

утверждение заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы землеустроительной документации;

предоставление заинтересованным лицам сведений государствен­ного земельного кадастра и сведений об объектах капитального строи­тельства;

государственный земельный контроль;

утверждение карт (планов) и материалов межевания объектов зем­леустройства;

осуществляет экономический анализ деятельности подведомствен­ных государственных унитарных предприятий и утверждает экономи-

ческие показатели их деятельности, проводит в подведомственных ор­ганизациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и ис­пользования имущественного комплекса;

осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный за­конодательством Российской Федерации срок;

обеспечивает в процессе деятельности Агентства защиту сведений, составляющих государственную тайну, а также контроль и координа­цию работы по защите таких сведений в процессе деятельности орга­низаций, находящихся в его ведении;

обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке;

организует профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

взаимодействует в установленном порядке с органами государст­венной власти иностранных государств и международными организа­циями в установленной сфере деятельности;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации работу по комплектованию, хранению, учету и использова­нию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;

осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельно­сти, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необ­ходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компе­тенции Агентства;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопро­сам, отнесенным к компетенции Агентства;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятель­ности.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случа­ев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости возглав­ляет руководитель, который назначается на должность и освобождает­ся от должности Правительством Российской Федерации по представ­лению министра Минэкономразвития.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Землеустройство — необходимое условие обеспечения рациональ­ного использования и охраны земель. В проведении его заинтересова­но не только государство в лице его органов, осуществляющих функ­ции управления в области организации использования и охраны зе­мель. Хозяйства — владельцы земли, которым необходимо знать состояние своих угодий и наиболее выгодное их использование, сами приглашают за свой счет специализированные землеустроительные организации для составления проекта внутрихозяйственного землеуст­ройства в соответствии с производственными планами данного хозяй­ства-землевладельца. Однако разработанный частной фирмой (органи­зацией) проект подлежит утверждению органами местной администра­ции на предмет проверки его соответствия закону (соблюдение обязательных экологических требований, других требований законода­тельства).

ПонятиеСогласно ст. 68 Земельного кодекса РФ зем-

землеустройствалеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планирова­нию и организации рационального использования земель и их охра­ны, образованию новых и упорядочению существующих объектов зем­леустройства и установлению их границ на местности (территориаль­ное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуще­ствления сельскохозяйственного производства, а также по организа­ции территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Положения ст. 68 дополняются нормативным правовым актом, подробно решающим вопросы землеустройства. Им является специ­альный Федеральный закон от 18 июля 2001 г. «О землеустройстве». В нем, так же как и в ст. 68 ЗК РФ, понятие землеустройства опреде­ляется как мероприятия по изучению состояния земель, планирова­нию и организации рационального использования земель и их охра­ны, образованию новых и упорядочению существующих объектов зем­леустройства и установлению их границ на местности. Следовательно, всякое хозяйствование на земле начинается с землеустройства.

Путем землеустройства проводится организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участ­ков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также

организация территорий, используемых общинами коренных малочис­ленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Фе­дерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным наро­дам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

Объектами землеустройства являются также территории муници­пальных образований и других административно-территориальных об­разований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий зон и участков.

ЗадачиОпределяя задачи землеустройства и его обя-

землеустройства зательность, Закон «О землеустройстве» на­зывает (ст. 3) ряд основных его действий:

изменение границ объектов землеустройства;

предоставление и изъятие земельных участков;

определение границ ограниченных в использовании частей объек­тов землеустройства;

перераспределение используемых гражданами и юридическими ли­цами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вто­ричному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими вещест­вами, заражению и другим негативным воздействиям;

проведение мероприятий по восстановлению и консервации зе­мель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссуше­ния, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других не­гативных воздействий.

ОрганизацияЗемлеустройство проводится по инициативе

и порядокуполномоченных исполнительных органов

проведениягосударственной власти, органов местного

землеустройствасамоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладель­цев или по решению суда. Землеустройство проводится в обязатель­ном порядке в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исклю­чением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, земле­пользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведе­нии, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом изве­щенных лиц не является препятствием для проведения землеустройст­ва. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке. 170

В случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков чля государственных или муниципальных нужд собственники земель­ных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы зе­мельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Инициативу в проведении землеустройства, когда оно необходи­мо, может, как уже было сказано, проявить любой участник земель­ных отношений. Однако основаниями проведения землеустройства являются:

решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправ­ления о проведении землеустройства заинтересованных лиц;

договоры о проведении землеустройства;

судебные решения.

Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных право­вых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства. Исполнение их требуется также при осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.

При проведении землеустройства производится изучение состоя­ния земель в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии, что требует выполнения следующих видов работ:

геодезических и картографических работ;

почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий;

оценки качества земель;

инвентаризации земель.

Материалы геодезических и картографических работ являются ос­новой для проведения почвенных, геоботанических и других обследо­ваний и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, территориаль­ного и внугрихозяйственного землеустройства.

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных вод­ной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторич­ному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими вещест­вами, заражению и другим негативным воздействиям.

Оценка качества земель проводится в целях получения информа­ции о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйст­ве.

Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Восто­ка Российской Федерации, проводится в целях установления продук­тивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необ­ходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных

малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Россий­ской Федерации.

ИнвентаризацияИнвентаризация земель необходима для
земельуточнения или установления местоположе-

ния объектов землеустройства, их границ

(без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерацио­нально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участ­ков, других характеристик земли. Инвентаризация земель может про­водиться на территории Российской Федерации, на территориях субъ­ектов Российской Федерации, на территориях муниципальных образо­ваний и других административно-территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых су­ществует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных уча­стков или на отдельных земельных участках.

Большие объемы работ по землеустройству проводились и прово­дятся в связи с изысканием земельных участков для предоставления гражданам, с целью определения возможности предоставления их гра­жданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства проводится инвентаризация земель.

Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 659' было утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации земель. Согласно п. 2 этого Положения инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном про­изводстве.

С учетом местных условий органы исполнительной власти респуб­лик, краев, областей, автономной области и автономных округов кон­кретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанав­ливают очередность их проведения.

Для проведения инвентаризации земель в районах создаются ко­миссии, в состав которых включаются: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (пред­седатель комиссии), представители природоохранного органа, архи­тектурно-градостроительной и санитарно-эпидемиологической служ­бы, органов сельского и лесного хозяйства, представители поселко­вых, сельских администраций, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представите­ли. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться пред­ставители других органов и служб.

Состав комиссии утверждается главой местной администрации.

При проведении инвентаризации выявляются:

соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам;

неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки;

нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;

САПП РФ. 1993. № 29. Ст. 2686.

земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кус­тарником, малоценными лесными породами, расположенные за пре­делами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых террито­рий.

В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположе­ние, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель.

На основании проведенных работ комиссией разрабатываются предложения по дальнейшему использованию выявленных в ходе ин­вентаризации земель, при этом устанавливаются возможность и усло­вия:

использования земель гражданами для индивидуального жилищ­ного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства, организации крестьянских (фермерских) хо­зяйств и сельскохозяйственных кооперативов и других целей;

дальнейшего использования всех или части земель прежними соб­ственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арен­даторами, а также перераспределения земель между ними;

восстановления мелиоративно неустроенных, нарушенных и дегра­дированных земель;

обмена в установленном порядке пригодных для сельскохозяйст­венного использования, но не используемых в этих целях земель про­мышленности, транспорта, связи, обороны, лесного фонда и иного несельскохозяйственного назначения на менее продуктивные или с нарушенным почвенным покровом земли сельскохозяйственного на­значения;

передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

По результатам проведенной инвентаризации земель на каждое землепользование заводится самостоятельное дело с обосновывающи­ми расчетами, графическим материалом, данными по вычислению площадей и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель.

Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматриваются местной ад­министрацией и направляются в органы исполнительной власти рес­публики, края, области, автономной области, автономного округа для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель.

Утвержденные материалы инвентаризации земель являются осно­
ванием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствую­
щих изменений в земельно-кадастровую документацию.
ВнутрихозяйственноеВнутрихозяйственное землеустройство
землеустройствопроводится в целях организации рацио-

нального использования земель сельско­хозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используе­мых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего

Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполня­ются следующие виды работ:

организация рационального использования гражданами и юриди­ческими лицами земельных участков для осуществления сельскохо­зяйственного производства, а также организация территорий, исполь­зуемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных уго­дий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уп­лотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радио­активными и химическими веществами, заражения и других негатив­ных воздействий.

Ранее для проведения работ по землеустройству необходимо было получить лицензию у органов власти. Основным нормативным право­вым актом, который определял порядок лицензирования землеустрои­тельной деятельности, являлось Положение о лицензировании про-ектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель, ут­вержденное постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. № 1230. Но согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ис­пользование природных ресурсов теперь не подлежит лицензирова­нию (ст. 1). Как указано в п. 2 ст. 18 данного Закона, лицензирование этого вида деятельности прекращается (кроме «оценочной деятельно­сти» и «картографической деятельности» — ст. 17)'. Вместе с тем ра­нее выданные лицензии, если условия их соблюдаются, не отзывают­ся и продолжают действовать до истечения их срока.

Как сказано в ст. 69 (п. 6), все юридические лица или индивиду­альные предприниматели могут проводить любые виды работ по зем­леустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотре­но федеральными законами.

ЗемлеустроительныйЗемлеустроительный процесс представляет
процесссобой порядок совершения землеустроитель-

ных действий. Их последовательность такова:

проведение подготовительных работ;

разработка прогнозов, схем, проектов землеустройства;

рассмотрение и утверждение проектной документации;

перенесение проектов в натуру (на местность);

выдача землеустроительных материалов и документов всем заинте­ресованным лицам.

РГ. 2001. 10 авг.

Местная администрация принимает решение о начале проведения землеустроительных работ или отказе в ходатайстве (отказ может быть обжалован в вышестоящий государственный орган).

После принятия решения о проведении землеустройства произво­дится подготовка землеустроительного дела, которая заключается в сборе, систематизации и обработке необходимых материалов, прове­дении обследований (при необходимости) и изучении объекта по спе­циально составленной для этого программе.

Разработка проекта является основной стадией землеустроительно­го процесса; на этом этапе осуществляется эскизное и техническое проектирование, анализируются различные варианты и выбирается более всего отвечающий правовым и экономическим интересам зая­вителя.

Землеустроительный проект составляется при участии заинтересо­ванных сторон. Отдельные стадии и окончательный вариант проекта в целом обсуждаются с заявителем, и при необходимости вносятся коррективы. В случае возникновения спора между заявителем и про­ектировщиками спор рассматривается и разрешается в администра­тивном порядке.

При разработке проектов межхозяйственного и внутрихозяйствен­ного землеустройства согласованный с заинтересованными сторонами проект утверждается заказчиком, т. е. владельцем земельного участка, а затем уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или главой администрации района. Утвержденный проект перено­сится в натуру при участии представителей заинтересованных сторон.

Заключительной стадией землеустроительного процесса являются оформление и выдача материалов проектирования. Проектная документа­ция состоит из графической и текстовой частей. Графическая часть состо­ит из чертежа основного проекта и чертежей рабочих проектов (мелиора­ции земель, противоэрозионных мероприятий и др.), которые размножа­ются в необходимом количестве. Текстовая часть проекта включает: сводные расчетные показатели, экспликации земель, ведомость трансфор­маций угодий, пояснительную записку. Утвержденный проект является обязательным для исполнения собственниками земли и землепользовате­лями (арендаторами и др.).

Наши рекомендации