Государственное устройство. Бенин - унитарное государство
Бенин - унитарное государство. В административно-территориальном отношении страна разделена на 6 департаментов.
Действует Конституция, одобренная на всенародном референдуме 2 декабря 1990 г. По форме правления Бенин - суперпрезидентская республика. Политический режим - либеральный.
Законодательная власть принадлежит Национальному собранию (однопалатный парламент) в составе 83 депутатов, избираемых на основе всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. Законодательные полномочия парламента строго ограничены установленным Конституцией перечнем вопросов, за пределами которого регулирование осуществляется президентскими декретами в порядке регламентарной власти. Парламент также может передать часть своих законодательных полномочий Президенту на определенный срок.
Глава государства и правительства - Президент, избираемый всеобщим прямым голосованием на 5 лет, он может переизбираться еще на один срок.
Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с Президентом. Члены правительства назначаются Президентом (после консультации с Бюро Национального собрания) и несут ответственность перед ним. Для принятия наиболее важных решений Президент созывает Совет министров и председательствует на нем.
Правовая система
Правовая система Бенина носит смешанный характер. Все современные отрасли законодательства, начиная с конституционного, основаны на французском (т.е. романо-германском) праве. В то же время население, особенно за пределами городов, продолжает широко применять местное обычное право.
Частное право Бенина основано на французских Гражданском и Торговом кодексах, введенных здесь в колониальные времена. В вопросах личного статуса (брак, развод, наследование) бенинцы могут выбирать между режимами гражданского или обычного права. Обычное право не запрещает полигамию (многоженство) и дискриминирует женщин в правах наследования. В области вещных отношений оно признает коллективные права общины на пользование землей и не знает института частной земельной собственности.
Экономическое законодательство с начала 1990-х гг. направлено на поощрение частного предпринимательства и привлечение иностранных инвестиций. Последние регулирует Инвестиционный кодекс 1990 г. Правительство проводит приватизацию госпредприятий.
Трудовой кодекс 1998 г. закрепляет право на свободное объединение в профсоюзы, коллективные переговоры и забастовку.
Основным источником уголовного права по-прежнему является УК Франции 1810 г., действующий в Бенине в собственной редакции (в частности, добавлен ряд специфических для региона составов преступлений). Среди видов наказания сохраняется смертная казнь (за убийство и измену). В 1987 г. колдовство, магия и аналогичные виды деятельности, способные вызвать нарушения общественного порядка либо смерть или серьезное увечье жертвы, также были объявлены наказуемыми смертной казнью. К 2001 г. правительством разработан проект нового УК.
УПК 1967 г. закрепляет основные гарантии демократического судопроизводства. Согласно Конституции никто не может быть задержан без решения магистрата на срок более 48 часов (кроме исключительных случаев, установленных законом).
Судебная система. Органы контроля
В Бенине существует единая система гражданских судов, исключающая существование традиционных судов обычного права. В эту систему входят суды первой инстанции, Суд ассизов, Апелляционный суд и Верховный суд. Последний является высшей инстанцией в судебных, административных вопросах и высшим органом финансового контроля. Соответственно Верховный суд имеет три палаты: Судебную, Административную и Счетную.
Согласно Конституции Президент Республики является гарантом независимости судебной власти. Ему помогает Высший совет магистратуры (орган управления судейским сообществом). Судьи назначаются Президентом по предложению министра юстиции, сделанному с учетом мнения Высшего совета магистратуры. Председатель Верховного суда назначается Президентом после заслушания мнения председателя парламента сроком на 5 лет.
Органом конституционного контроля является Конституционный суд (КС) (Cour Сonstitutionnelle) в составе 7 членов: 3 назначаются Президентом Республики и 4 - Бюро Национального собрания. Срок полномочий членов КС 5 лет, возможно единственное переизбрание. КС гарантирует основные права личности и политические свободы, определяет конституционность законов до их промульгации, рассматривает конституционные жалобы граждан в связи с конкретными судебными делами, следит за законностью выборов и референдумов и объявляет их результаты.
Особым судебным органом является Высокий суд правосудия, который имеет исключительное право импичмента Президенту Республики и министров правительства. Он состоит из членов КС (кроме председателя), 6 депутатов, избранных парламентом, и председателя Верховного суда.
Литература
Ahouansou H. Dahomey // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1970.
Болгария
Республика Болгария
Государственное устройство
Правовая система
Общая характеристика
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Уголовное право и процесс
Судебная система. Органы контроля
Литература
Государство на юге Европы, на Балканском полуострове.
Территория - 110,9 тыс. кв. км. Столица - г.София.
Население - 9 млн. чел., 85% - болгары.
Официальный язык- болгарский.
Традиционная религия - восточно-православное вероисповедание.
Болгарское государство возникло в VII в. С конца XIV в. до 1878 г. Болгария находилась под османским игом. Освобождена после поражения Турции в войне с Россией 1877-1878 гг. 15 сентября 1946 г. страна была провозглашена народной республикой, развивающейся по социалистическому пути. До 1991 г. у власти находилась Болгарская коммунистическая партия. В результате мирной революции 1989-1990 гг. в стране восстановлена многопартийная демократическая система.