Налоговая система Российской Федерации
Категория налоговой системы сравнительно недавно, с конца прошлого века, прочно вошла в российскую научную литературу, что обусловлено преобразованием общественного строя России и значительными изменениями в структуре поступающих в бюджет государственных доходов. Налоговые платежи заменили различные отчисления предприятий в бюджет, и Россия восприняла мировой опыт и традиции развития налогообложения.
Правовая категория «налоговая система» — это научное понятие, которое выступает как инструмент научного мышления и служит для отображения объективной сути правовых явлений. Она представляет собой сложное по структуре и формированию системных связей образование. Входящие в налоговую систему элементы это не конгломерат разрозненных образований, а сложная, динамично развивающаяся совокупность интегрированных в нее составляющих. Образующие налоговую систему элементы неодинаковы по своему значению, самостоятельности, нормативно-правовому оформлению, но, в то же время, они подчинены некоторым общим закономерностям и характеризуются единством. Ценность правовой категории налоговой системы в том, что она позволяет увидеть и понять процессы, связанные с отношениями двух противоположных сторон - государства и налогоплательщика, а также выявить и обосновать границы публичного и частного интересов с этой сфере. Особое значение имеет четкое представление функционального назначения налоговой системы, выявление позитивных и негативных явлений, проявляющихся при ее реформировании. Важно не только обозначить уровень нормативно-правового обеспечения функционирования налоговой системы, но и выработать критерии оценки правового регламентирования каждого ее элемента с учетом их взаимного воздействия. Эти знания позволят выработать новые методики, переводящие научные обоснования в сфере налогообложения в практическую плоскость формирования правовых моделей конкретных налогов, системы налогов и расположения их на федеральном, региональном и местном уровнях, с целью равномерного и достаточного поступления налоговых платежей в различные бюджеты.
В составе налоговой системы можно выделить следующие элементы: юридическая конструкция налога как первооснова формирования налоговой системы (выделена из системы налогообложения, с тем, чтобы подчеркнуть особую роль правовой категории как системообразующего элемента); система налогообложения государства, формирующая на основе объединения юридических конструкций всех установленных и введенных налогов; нормотворческая деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения; система налоговых органов; налоговый контроль; налоговая политика государства; налоговая культура населения государства.
Юридическая конструкция налога.
2. Система налогообложения государства – это сочетание материально-правовых и процессуально - правовых предпосылок, создающих возможность для внесения налоговых платежей в государственные, региональные и местные бюджеты. Таким образом, система налогообложения создает благоприятные условия для исчисления, уплаты налогов и распределения их между бюджетами различных уровней.
3. Нормотворческая деятельность органов государственной власти в сфере налогообложения. От нормотворческой деятельности представительных органов власти зависит установление юридических конструкций конкретных налогов, формирование той или иной структуры системы налогообложения, законодательное определение системы налоговых органов, круга их полномочий, особенностей осуществления контрольно-надзорной деятельности и в том числе налогового процесса и налогового производства, как специфической деятельности налоговых органов. Качество законов, принимаемых представительными органами власти, определяют устойчивость, стабильность и адекватность развивающихся в налоговой системе правоотношений.
4. Налоговая политика – совокупность форм и методов воздействия на экономические отношения через систему налогового законодательства.
5. Налоговая культура населения – определяет уровень правового состояния и характер развития правосознания населения, выражающийся в правомерности поведения налогоплательщиков, соблюдения налоговой дисциплины в процессе исчисления и уплаты налогов в бюджет.
Налоговые органы.
Федеральная налоговая служба (ФНС России)[1] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
ФНС РФ и ее территориальные органы - управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС РФ, инспекции ФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС РФ межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
7. Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.