Особенности финансов унитарных предприятий
Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.
Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.
Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.
Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.
Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.
По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.
Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:
§ - внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
§ - развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
§ - строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
§ - проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.
Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.
Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.
Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.
Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.
Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.
Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средствунитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.
Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.
Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.
Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.
21. Понятие и характеристика некоммерческих организаций.
Как и любое юридическое лицо, некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, иметь печать.
В зависимости от вида, учредительными документами некоммерческих организаций могут являться:
- устав
- учредительный договор
- устав и учредительный договор.
В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В учредительных документах некоммерческой организации в обязательном порядке указывается:
- наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно - правовую форму
- основные цели и задачи организации
- виды предпринимательской деятельности
- место нахождения некоммерческой организации
- порядок управления деятельностью
- права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство)
- источники формирования имущества некоммерческой организации
Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
Важно отметить, что полное наименование некоммерческой организации, должно содержать в себе: организационно-правовую форму, прямое указание на цель создания, собственно наименование. Например: Автономная Некоммерческая Организация «Детско-юношеская спортивная школа «Факел».
Как правило, некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, однако, п. 2 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях» допускает ограничение такого срока в учредительных документах некоммерческой организации, которое может быть предопределено характером целей, для достижения которых она создается. По достижению цели своего создания, некоммерческая организация подлежит ликвидации.
Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При наличии определенного числа таких филиалов по регионам, некоммерческая организация может ходатайствовать о присвоении ей статуса «межрегиональной» или «общероссийской».