Ливым социальное расслоение и неравенство в общественно-

Политических отношениях.

Рабство, по Цицерону, справедливо, потому что обу-

Словлено самой природой, которая дарует «лучшим людям

Владычество над слабыми для их же пользы».

В основе права, по мнению Цицерона, лежит присущая

Природе справедливость. Цицерон так определяет естествен-

Ное право: «Истинный закон – это разумное положение, соответст-

Вующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное,

Вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запре-

Щая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не

Нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воз-

Действует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая».

Естественное право (высший, истинный закон), по Ци-

Церону, возникло раньше, чем какой-либо писаный закон.

Наряду с отличием естественного права от писаного, Цицерон

В своем учении подразделяет само писаное право на частное и

Публичное.

Властная веха в развитии политической мысли в Древ-

Нем Риме связана с концепциями стоиков Луция Аннея Се-

Неки (3–65 гг.), Эпиктета (около 50 – 140 гг.), Марка Аврелия

Антонина (121–180 гг.).

Стоицизм – одно из ведущих течений древнегреческой и

Римской философии, имеющее в основном этический харак-

Тер. Согласно стоицизму, мироздание в целом управляется

Судьбой. Судьба в учении стоиков выступает в качестве «есте-

Ственного закона», который имеет божественный характер.

В своих сочинениях о государстве еще древнегреческие

Стоики (Зенон, Хрисипп), а также их римские последователи

Обосновывали космополитическое представление о том, что

Конфликтология

Все люди – граждане единого мирового государства (космопо-

Лиса), а каждый отдельный человек – гражданин Вселенной.

Государство выступает у стоиков как естественное объеди-

Нение, основанное на тяготении людей друг к другу, их при-

Родной связи. Стоики с этической точки зрения отрицали рабст-

Во, считая его противоречащим общему закону мироздания.

Сенека, сенатор, воспитатель императора Нерона, провоз-

Глашал идею духовной свободы каждого члена общества вне

Зависимости от его социального статуса. Он один из первых ан-

Тичных авторов, который, не выступая за отмену института

Рабства, отстаивает человеческое достоинство раба: «Тот, кто

Думает, что рабство распространяется на всю личность, заблужда-

Ется: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и

Принадлежит господину, дух же сам себе господин».

В основе человеческого общества, по убеждению Сенеки,

Лежит единство божественного и человеческого мира. Разум

Человека - погруженный в него божественный дух, а от при-

Роды человек наделен свойством общительности. Сочетание

Этих двух качеств помогает ему овладеть природными сти-

Хиями и жить тесными сообществами.

В представлениях о государстве и обществе императора

Марка Аврелия Антонина (161–180 гг.) лежало положение о

Равенстве всех перед законом и равенстве всех, живущих в го-

Сударстве. Подобный порядок оправдывался божественным

Предначертанием, которое требует общения, соответствующе-

Го стройному порядку мира.

Эпиктет, раб по происхождению, определял главные

Цели развития общества в выполнении каждым той роли, ко-

Торая намечена ему судьбой. Эти призывы дополнялись кри-

Тикой рабства как безнравственного института: «Чего не жела-

Ешь себе, не желай и другим, тебе не нравится быть рабом – не об-

Ращай и других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг

Рабов, ты прежде всего сам раб, – как не уживаются друг с другом

Добродетель и порок, так и свобода и рабство».

История конфликтологии

Тема 3. Проблема согласия и насилия

В христианском вероучении

(I – XV вв. н.э.)

В результате изучения темы Вы узнаете основное содер-

Жание духовного послания Иисуса Христа, христианской тео-

Логии апостола Павла. В теме рассматриваются доктрины од-

Ного из видных теологов христианской церкви Блаженного

Августина, которые положили начало долгому конфликту

Между церковью и государством. В теме рассматривается так-

Же сформировавшаяся к XIII в. система схоластки, в создании

Которой огромную роль сыграл итальянский философ, уче-

Ный-богослов Фома Аквинский.

Вопросы:

Раннее христианство (1 в.н.э.– 5 в.н.э.)

Период возникновения и развития феодализма (5–16 вв.)

Иисус Христос (около 3 г. до н.э. – около 30 г. н.э.) яв-

Ляется вдохновителем самой влиятельной религии в истории

Человечества. Христос (греч. Christos – помазанник) в христи-

Анском церковном учении – основатель христианства

В отличие от Магомета, который __________осуществлял как поли-

Тическую, так и религиозную власть, Иисус не оказывал непо-

Средственного влияния на политическое развитие общества

На протяжении своей жизни.

Он оставил свой след в истории главным образом как

Этический лидер, сформулировав основные идеи христианст-

Ва, а также его духовное мировоззрение и главные принципы

Человеческого поведения. Одной из главных заповедей Иису-

Са, безусловно, было Золотое правило, принятое сегодня

большинством людей, как христианами так и нехристианами:

Как вы хотите, чтобы с вами поступали другие, так вы посту-

Наши рекомендации