Ливым социальное расслоение и неравенство в общественно-
Политических отношениях.
Рабство, по Цицерону, справедливо, потому что обу-
Словлено самой природой, которая дарует «лучшим людям
Владычество над слабыми для их же пользы».
В основе права, по мнению Цицерона, лежит присущая
Природе справедливость. Цицерон так определяет естествен-
Ное право: «Истинный закон – это разумное положение, соответст-
Вующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное,
Вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запре-
Щая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не
Нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воз-
Действует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая».
Естественное право (высший, истинный закон), по Ци-
Церону, возникло раньше, чем какой-либо писаный закон.
Наряду с отличием естественного права от писаного, Цицерон
В своем учении подразделяет само писаное право на частное и
Публичное.
Властная веха в развитии политической мысли в Древ-
Нем Риме связана с концепциями стоиков Луция Аннея Се-
Неки (3–65 гг.), Эпиктета (около 50 – 140 гг.), Марка Аврелия
Антонина (121–180 гг.).
Стоицизм – одно из ведущих течений древнегреческой и
Римской философии, имеющее в основном этический харак-
Тер. Согласно стоицизму, мироздание в целом управляется
Судьбой. Судьба в учении стоиков выступает в качестве «есте-
Ственного закона», который имеет божественный характер.
В своих сочинениях о государстве еще древнегреческие
Стоики (Зенон, Хрисипп), а также их римские последователи
Обосновывали космополитическое представление о том, что
Конфликтология
Все люди – граждане единого мирового государства (космопо-
Лиса), а каждый отдельный человек – гражданин Вселенной.
Государство выступает у стоиков как естественное объеди-
Нение, основанное на тяготении людей друг к другу, их при-
Родной связи. Стоики с этической точки зрения отрицали рабст-
Во, считая его противоречащим общему закону мироздания.
Сенека, сенатор, воспитатель императора Нерона, провоз-
Глашал идею духовной свободы каждого члена общества вне
Зависимости от его социального статуса. Он один из первых ан-
Тичных авторов, который, не выступая за отмену института
Рабства, отстаивает человеческое достоинство раба: «Тот, кто
Думает, что рабство распространяется на всю личность, заблужда-
Ется: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и
Принадлежит господину, дух же сам себе господин».
В основе человеческого общества, по убеждению Сенеки,
Лежит единство божественного и человеческого мира. Разум
Человека - погруженный в него божественный дух, а от при-
Роды человек наделен свойством общительности. Сочетание
Этих двух качеств помогает ему овладеть природными сти-
Хиями и жить тесными сообществами.
В представлениях о государстве и обществе императора
Марка Аврелия Антонина (161–180 гг.) лежало положение о
Равенстве всех перед законом и равенстве всех, живущих в го-
Сударстве. Подобный порядок оправдывался божественным
Предначертанием, которое требует общения, соответствующе-
Го стройному порядку мира.
Эпиктет, раб по происхождению, определял главные
Цели развития общества в выполнении каждым той роли, ко-
Торая намечена ему судьбой. Эти призывы дополнялись кри-
Тикой рабства как безнравственного института: «Чего не жела-
Ешь себе, не желай и другим, тебе не нравится быть рабом – не об-
Ращай и других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг
Рабов, ты прежде всего сам раб, – как не уживаются друг с другом
Добродетель и порок, так и свобода и рабство».
История конфликтологии
Тема 3. Проблема согласия и насилия
В христианском вероучении
(I – XV вв. н.э.)
В результате изучения темы Вы узнаете основное содер-
Жание духовного послания Иисуса Христа, христианской тео-
Логии апостола Павла. В теме рассматриваются доктрины од-
Ного из видных теологов христианской церкви Блаженного
Августина, которые положили начало долгому конфликту
Между церковью и государством. В теме рассматривается так-
Же сформировавшаяся к XIII в. система схоластки, в создании
Которой огромную роль сыграл итальянский философ, уче-
Ный-богослов Фома Аквинский.
Вопросы:
Раннее христианство (1 в.н.э.– 5 в.н.э.)
Период возникновения и развития феодализма (5–16 вв.)
Иисус Христос (около 3 г. до н.э. – около 30 г. н.э.) яв-
Ляется вдохновителем самой влиятельной религии в истории
Человечества. Христос (греч. Christos – помазанник) в христи-
Анском церковном учении – основатель христианства
В отличие от Магомета, который __________осуществлял как поли-
Тическую, так и религиозную власть, Иисус не оказывал непо-
Средственного влияния на политическое развитие общества
На протяжении своей жизни.
Он оставил свой след в истории главным образом как
Этический лидер, сформулировав основные идеи христианст-
Ва, а также его духовное мировоззрение и главные принципы
Человеческого поведения. Одной из главных заповедей Иису-
Са, безусловно, было Золотое правило, принятое сегодня
большинством людей, как христианами так и нехристианами:
Как вы хотите, чтобы с вами поступали другие, так вы посту-