Российских дипломатических представительств за рубежом
Сегодня информационно-разъяснительная работа российских представительств за рубежом становится одним из основных направлений в деятельности отечественной дипломатической службы. Конечно, было бы заблуждением полагать, что подобная задача ставится перед отечественными загранучреждениями только в последние годы. Посольства всегда являлись важным каналом распространения информации о стране, которую они представляют.
Большое внимание работе российских дипломатических представительств за рубежом со СМИ уделил Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая на расширенном совещании с участием послов в МИД России 12 июля 2002 года.
«И, наконец, еще об одном важном вопросе — излишняя закрытость, неумение работать со СМИ и другими институтами гражданского общества. Это все еще наша проблема. И это не помогает делу. Ваша способность влиять на общественное мнение прямо отражается на объективном восприятии России в мире. И, помимо всего прочего, это — ваша прямая обязанность. И больше того, от того, насколько эффективно вы будете действовать на этом направлении, будет зависеть и престиж самого ведомства. Я думаю, что многие вещи, которые, безусловно, могли бы быть положены в копилку, они реально и положены в копилку деятельности МИДа, для общественности проходят либо незаметно, либо подвергаются критике. Люди часто не понимают, что у нас происходит по линии Министерства иностранных дел. Нужно грамотно, компетентно и талантливо, хочу это подчеркнуть, разъяснять».
Практическая работа пресс-служб российских представительств за рубежом организуется пресс-атташе или советником по информации. Обязанности пресс-службы посольства могут быть возложены как на отдел, так и на одного сотрудника. Это зависит от количества сотрудников посольства и от масштаба информационной работы.
Пресс-атташе посольства оказывает содействие представителям российских средств массовой информации в стране пребывания, а также предоставляет помощь журналистам, сопровождающим российские официальные делегации за рубеж в получении аккредитации на соответствующие мероприятия.
Помимо организационного содействия представителям российских СМИ, отдел или пресс-секретарь посольства на регулярной основе разрабатывают и реализуют информационно-разъяснительные мероприятия: пресс-конференции представителей посольства, участвуют в проведении пресс-конференций российских официальных делегаций. Если развитие двусторонних отношений требует усиленного информационного сопровождения со стороны посольства, пресс-служба может ввести в практику регулярные (например, еженедельные) брифинги для местных СМИ по наиболее актуальным вопросам межгосударственных отношений. Подобный режим брифингов наиболее полезен в случае проведения внешнеполитической акции, кризисных ситуациях (эвакуация граждан, угроза или начало военных действий и т.д.).
Пресс-отдел посольства готовит информационные материалы [для местных СМИ. Это могут быть пресс-релизы, выпускаемые на постоянной основе. В практику российских посольств введена подготовка еженедельных обзорных материалов о внутреннем положении в России и российской внешней политике.
Важной составляющей работы пресс-службы посольства является регулярная организация интервью как местным СМИ, так и российским журналистам, аккредитованным в стране пребывания, посла и других экспертов посольства. Формы подобных интервью многообразны. Это может быть традиционное радио— или телеинтервью, а также публикация в газете. В компетенцию пресс-отдела также входит разработка концепции и подготовка письменного интервью посла, ответственного сотрудника посольства для передачи в инициативном порядке в местную прессу. Информационным поводом подобных интервью может быть предстоящий визит российской делегации в страну, визит официальной делегации страны пребывания в Россию, национальные праздники, значимое событие внутренней политики представляемой страны и т.д.
Необходимо отметить, что методы и формы работы пресс-службы посольств Российской Федерации во многом схожи с основными организационными и методологическими принципами работы любой пресс-службы государственной структуры. Так, сотрудник пресс-службы посольства не может давать личных оценок, комментируя то или иное событие.Позиция, озвучиваемая в ходе пресс-мероприятий, должна быть согласована с руководством посольства. Доводимая до местных СМИ позиция посольства должна строго соответствовать официальной позиции государства. Посольство, а соответственно и его пресс-служба, представляют исключительно позицию государства. Это правило применяется ко всем пресс-службам государственных ведомств.
Но есть и принципиальное отличие. Основной аудиторией, на которую ориентируется в своей работе пресс-служба посольства, является местная сторона — общественность, СМИ, государственные структуры страны пребывания. А это предполагает культурные, языковые и другие особенности восприятия информации. Это требует от работников пресс-службы посольства знания национальной культуры, традиций, истории и особенностей современной организации местных СМИ. Так, нередки случаи неверного перевода интервью или выступления при публикации в местной прессе. Во избежание подобных инцидентов важно оговаривать со СМИ право согласования перевода текста с посольством до публикации.
Как и в работе пресс-службы Центрального аппарата, по согласованию в пресс-конференциях или брифингах могут принимать участие эксперты посольства, эксперты или представители министерств и ведомств местной стороны. Представители пресс-службы посольства по согласованию с руководством также могут принимать участие в пресс-конференциях, устраиваемых местной стороной.
Пресс-служба посольства также разрабатывает концепцию и готовит к размещению в местной прессе статьи посла, других ответственных сотрудников посольства. Это может быть связано и с определенными трудностями — например, местной цензурой, несовпадением позиций двух государств по тем или иным проблемам и т.д. Метко пошутил по этому поводу выдающийся отечественный дипломат Г.В.Чичерин, в 20-е годы прошлого столетия возглавлявший внешнеполитическое ведомство страны: «Конечно, всякий может напечатать все, что хочет, и может подвергнуться суду лишь за уголовное правонарушение. Всякий может напечатать что угодно, но где? Кто опубликует его произведение? Если он сам напечатает свою статью и будет раздавать ее в виде листка на улице или будет ее рассылать по адресам неизвестных лиц, это будет потерянное время и деньги»[190]. Любопытно, но с подобными трудностями посольства сталкиваются и до сих пор. И помочь в этой ситуации могут постоянные контакты дипломатов с главными редакторами местных газет, журналистами, представителями местных ведомств, курирующих СМИ.
Помимо официального сайта Министерства иностранных дел России по адресу www.mid.ru, около 60 российских посольств имеют свои собственные сайты, которые считаются официальными сайтами российских загранучреждений. Содержание сайта формируется сотрудниками посольства при непосредственном участии его пресс-службы. Как правило, на нем содержится информация о деятельности посольства, работе консульского отдела, необходимых документах для поездки в Россию, полезные ссылки. Многие посольские сайты содержат специальную рубрику «интернет-брифинги», где публикуется информация о важнейших внешнеполитических или международных событиях и роли России. Некоторые посольские сайты, содержат гиперссылку на общеминистерский сайт. В свою очередь сайт Министерства имеет ссылки на все сайты российских загранучреждений. Многие материалы, размещаемые на посольских сайтах, берутся с сайта МИД и переводятся на языки страны пребывания.
В обязанность пресс-службы посольства также входит информационное освещение визитов российских делегаций, для чего используется весь набор пресс-мероприятий: брифинги в преддверии визита, итоговые пресс-конференции, рассылка пресс-релизов, аккредитация российских и местных журналистов на мероприятия, интервью телевидению и прессе.
Пресс-служба также изучает местное законодательство, регламентирующее деятельность органов массовой информации страны пребывания.
Все чаще российские дипломаты появляются на экранах зарубежных телезрителей. И спектр передач с их участием чрезвычайно широк — от информационных программ, до образовательных передач и ток-шоу. Безусловно, это требует умения держаться перед камерой, владения иностранными языками, знания дипломатического протокола и делового этикета.
В связи с изложенным следует заметить, что качество «внешней» информационной работы загранучреждений в стране пребывания во многом определяется системой их взаимодействия с МИДом России и его центральным аппаратом. Осуществляется это взаимодействие на основе принципов и положений, изложенных в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г., при тесной координации усилий внешнеполитического ведомства и дипломатических представительств России за рубежом. На практике это обеспечивает единство и непротиворечивость позиций, оценок и подходов к пониманию и реализации внешнеполитического курса страны.
За последние годы информационное обеспечение загранучреждений МИД России вышло на качественно новый уровень, как с точки зрения оперативности, так и с точки зрения глубины и объемов направляемой информации. Это стало возможным благодаря использованию современных систем связи, установлению компьютерного взаимодействия с президентскими, правительственными пресс-службами, информагентствами, активное использование Интернет.
Существенно возросло оснащение посольств системами «ТВ-информ». С его помощью ежедневно направляется 400— 600 страниц открытой информации.
Загранучреждения обеспечены электронной почтой, через которую эффективно работают с базой данных общеминистерского пользования, состоящей из 60 специализированных баз: международные договоры, законодательные акты, брифинги, российские и зарубежные СМИ, Интернет-дайджест и т.д.)
Информационное взаимодействие включает в себя также и проведение посольствами мониторинга публикаций местных СМИ по российской тематике. Конкретная цель подобной работы — аналитическая оценка подачи российской проблематики местной общественности, фактическое восприятие российской внешней и внутренней политики за рубежом и оперативное реагирование на распространение дезинформации о стране. Такое реагирование включает совместную информационную работу посольства с Департаментом информации печати. Так, посольство в случае необходимости может запросить ДИП об организации интервью руководства министерства по той или иной острой теме. Также посольство нередко обосновывает необходимость разработки и размещения Департаментом информации и печати как в России, так и в стране пребывания посольства статьи, телесюжета в поддержку внешнеполитического мероприятия.
Информационное взаимодействие загранучреждений с пресс-службой МИД — это ежедневная, кропотливая работа, включающая взаимное информирование, взаимную поддержку, совместное проведение информационно-политических акций и мероприятий.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под «средствами массовой информации»?
2. Перечислите, а затем дайте краткую характеристику принципов взаимодействия дипломатической службы и СМИ.
3. Какие задачи решает пресс-служба Министерства иностранных дел Российской Федерации?
4. Каковы формы и средства взаимодействия Министерства иностранных дел и средств массовой информации?
5. Каковы особенности деятельности пресс-служб российских дипломатических представительств за рубежом?
Литература
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 3—11.
3. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1033.
4. О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 375 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 12. Ст. 1061.
5. О средствах массовой информации. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1.
6. О мерах по защите свободы массовой информации в российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. № 2093.
7. Путин В.В. Несмотря ни на какие проблемы и потери, потенциал нашей страны остается огромным. Выступление на Совещании послов и постоянных представителей в МИД России 12 июля 2002 г.
8. Внешнеполитическая информация и современная дипломатия. М., 2001.
9. Иванов И. С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. М., 2001.
10. Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекций. Часть 1. Дипломатия — наука и искусство. М., 2000.
Глава 5.5.