Задачи и принципы деятельности ВВ МВД России в условиях введения особых конституционно- правовых режимов. Права военнослужащих ВВ МВД России при несении ими боевой службы
Задачи внутренних войск МВД РФ взаимосвязаны между собой, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные, Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными
В соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках МВД РФ» одной из главных задач, возложенных на ВВ МВФ России, является их участие совместно с органами внутренних дел Российском Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения. Общественный порядок охраняется государством, и внутренние войска, как структурные составляющие МВД РФ, принимают участие в данной деятельности[48].
Как уже отмечалось ранее, целью введения особых ( специальных) правовых режимов является обеспечение стабильного порядка в государстве и обществе. Достижение этой цели предполагается посредством обеспечения безопасности.
Действия государства и его структур в рамках обеспечения общественной безопасности, прежде всего, направлены на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности. Ее обеспечение выступает необходимым условием стабильного существования и поступательного развития общества, создания достойных условий и качества жизни российских граждан. Она является одним из элементов национальной безопасности Российской Федерации.
Исходя из многообразия существующих угроз, объектами общественной безопасности являются права и свободы, жизнь и здоровье граждан, собственность, государственные и общественные институты, функционирование которых обеспечивает удовлетворение жизненно важных интересов. [49]
Деятельность по охране общественного порядка ведется по нескольким направлениям. Один из самых очевидных – контроль над соблюдением общественного порядка на улицах и других общественных местах, в городах и населенных пунктах. Он осуществляется патрульно-постовыми нарядами, через сети стационарных постов полиции, патрульными участков, путем комплексного привлечения к охране общественного порядка сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск, общественных формирований, служебных животных. Ведущая роль в данном направлении деятельности внутренних войск принадлежит специальным моторизованным частям.
Важным элементом в деятельности внутренних войск МВД РФ является обеспечение общественного порядка в условиях проведения контртеррористических операций. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют организацию и руководство противодействия терроризму, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов (борьба с терроризмом).[50]
В борьбе с терроризмом применяются внутренние войска, в частности они, используются для пресечения террористических актов в Российской Федерации на объектах производственной деятельности, участия в проведении контртеррористических операций в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Подразделения и воинские части внутренних войск привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операция в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подразделения, воинские части и соединения внутренних войск, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.[51]
Согласно нормам ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» и Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» внутренние войска на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции, осуществляют контроль за исполнением применения следующих мер и временных ограничений:
1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов – доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности; удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов; использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи в лечебные учреждения, а также для преследования лицподозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации.
2) Временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введён правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
3) Введение карантина ,проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
4) Ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
5)Беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
6) Проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств, ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно положениям ФЗ «о внутренних войсках МВД РФ»[52] осуществление функции сфере охраны и обеспечения безопасности важных государственных объектов возлагается и на внутренние войска Министерства внутренних дел РФ.
Основными задачами внутренних войск в этой деятельности являются:
- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам государственных объектов, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; защита охраняемых объектов:
- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и т.д.
Нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации , Главного командования внутренних войск МВД России, командующих оперативно-территориальных объединений, устанавливают перечень важных государственных объектов, как подлежащих охране внутренними войсками. К таким объектам могут относиться определенные территории, предприятия, учреждения помещения, склады, и т.п. [53]
Охране внутренних войск, например, подлежат судоходные гидротехнические сооружения, в том числе шлюзы и судоподъемники, и средства навигационного оборудования (включенные в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации), а также предназначенные для обеспечения функционирования судоходных гидротехнических сооружений, материальные ценности, находящиеся на охраняемых объектах, ряд железнодорожных и автомобильных мостов и тоннелей.
Особое место в данном направлении занимает охрана внутренними войсками закрытых административно- территориальных образований. Эта деятельность также регламентирована Правительством РФ. Особый режим безопасного функционирования объектов закрытого образования, который исполняют внутренние войска, включает: установление контролируемых и запретных зон по границе и в пределах закрытого образования, ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на территории закрытого образования; ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования и т.д.[54]
В сфере содействия органам пограничной службы в деле охраны государственной границы, Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»[55] говорит, что, наряду с другими задачами в этой области, МВД РФ обеспечивает общественный порядок при проведении на Государственной границе и в пограничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международною характера; обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения и т.д., что подразумевает привлечение сил и средств внутренних войск.
Данная деятельность конкретизирована в приказе МВД России от 28.08.1993 г. № 396 «О мерах но реализации Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» в системе МВД РФ». Согласно ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» и ст. 16 ФКЗ от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» для обеспечения режима чрезвычайного положения внутренние войска привлекаются для выполнения следующих задач:
-поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;
- охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;
- разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники; участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.[56]
Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Российской Федерации назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Нормами ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» установлены задачи внутренних войск МВД России, которыми они руководствуются в своей деятельности. Изменять, дополнять или возлагать иные задачи возможно только федеральными законами. Об этом свидетельствует Федеральный закон от 20.06.2000 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»».
В настоящее время существует ряд законодательных актов, которыми на ВВ возложены иные задачи, не указанные в ФЗ «О ВВ МВД РФ». Например, Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 18.12.2006 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает привлечение специально подготовленных сил и средств внутренних войск МВД РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций. [57]Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании Федерального закона от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ морские части внутренних войск МВД РФ привлекаются для охраны континентального шельфа, его минеральных ресурсов и водных биоресурсов в целях их сохранения, защиты и оптимального использования, защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации.
При несении боевой службы военнослужащим внутренних войск предоставляется ряд прав в пределах компетенции и в соответствии с занимаемой должностью:
а) военнослужащие внутренних войск имеют право пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению ими служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка.
Для обращения к гражданину и (или) должностному лицу с таким требованием достаточно выявления военнослужащим признаков объективной стороны преступления или административного правонарушения;
б) военнослужащие внутренних войск МВД РФ имеют право проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;
в) в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях военнослужащим внутренних войск предоставлено составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушения. Так же им предоставлено осуществлять административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, с передачей задержанных в милицию. Более подробно данная деятельность регламентируется приказом МВД России от 02.06.2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»;
г) военнослужащим внутренних войск предоставлено право, задерживать и доставлять в полицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение или покушающихся на их совершение, либо в целях установления их личности. Действия по задержанию преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, требуют от военнослужащих соблюдения законности, высокой бдительности, решительности, выдержки, умения быстро ориентироваться в обстановке. Военнослужащий, доставивший задержанного в часть или полицию, докладывает об этом рапортом на имя командира части или начальника РОВД. В рапорте указываются: фамилия, имя, отчество, домашний адрес доставленного, время, место, обстоятельства и причины задержания, фамилии и адреса свидетелей, а также лиц, оказавших содействие при задержании и доставлении;
д) в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, военнослужащие имеют право входить беспрепятственно в любое время суток на территории и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (за исключением дипломатических представительств иностранных государств в РФ) и осматривать их. Происходит это при следующих обстоятельствах:
– внезапно появились фактические основания проведения указанного действия;
– принимаются меры к уничтожению или сокрытию предметов (документов);
– для пресечения преступной деятельности;
– необходимо срочное обеспечение личной безопасности граждан и (или) общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, предусмотренных законом для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления законным требованиям военнослужащих внутренних войск.
Военнослужащие внутренних войск, в том числе командиры и начальники, не наделены законодательством юрисдикционными полномочиями, т.е. правом привлечения к административной ответственности, в отличие от органов внутренних дел, которые обладают данными полномочиями. [58]
Исходя из ранее сказанного, что внутренние войска наделены полномочиями по применению мер административного принуждения, следует вывод, что главная, центральная задача внутренних войск по обеспечению и охране порядка и безопасности – предупредить, а если это невозможно, пресечь совершающееся правонарушение разрешенными законом средствами, тем самым обеспечить привлечение нарушителей к ответственности. Ответственность за совершенное правонарушение наступает в дальнейшем по решению ОВД, суда и других правоохранительных органов, наделенных соответствующими полномочиями.
Президент и Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ и федеральными законами осуществляют контроль за деятельностью внутренних войск Министерства Внутренних Дел РФ. Надзор за исполнением внутренними войсками федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучение проблем связанных c институтом особых конституционно -правовых режимов позволяет сделать следующие выводы :
1. Категория «административно-правовой режим» все активнее используется в законодательстве и все более утверждается в учебной и научной литературе по административному праву. Связано это с тем, что административно-правовой режим в соответствующей сфере государственного управления должен обеспечить наступление желаемого результата с наименьшими затратами сил, средств и времени.
2. Изучение действующего законодательства, а также литературы по общей теории права, административному праву позволяет сделать вывод о том, что особые административно-правовые режимы устанавливаются законом и обеспечиваются с помощью разнообразных административно-правовых и организационных средств, создают необходимую степень безопасности для личности, общества и государства при чрезвычайных ситуациях, представляют собой специфический порядок административно-правового регулирования, включающий в себя различные юридические средства воздействия.
3. Можно сделать вывод о том, что особый конституционно -правовой режим - это установленная в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения лиц, а также порядок осуществления ими своих прав и обязанностей в чрезвычайных ситуациях ,а так же обеспечения и поддержания необходимого уровня безопасности личности, общества и государства с помощью специально созданных государственных структур.
4. Основная функция особых конституционно - правовых режимов это обеспечение безопасности личности, общества и государства в различных сферах государственного управления. Характерные признаки особых конституционно -правовых режимов : определенные конституционными и административно-правовыми нормами правила поведения физических, должностных и юридических лиц; четкая регламентация работы государственных органов и органов местного самоуправления, а также общественных объединений; введение временных ограничений прав физических и юридических лиц и возложение на них дополнительных обязанностей, установление повышенных мер юридической ответственности за правонарушения в условиях особых административно-правовых режимов; установление контроля за соблюдением правопорядка в сфере действия особых административно-правовых режимов.
5. Каждому типу чрезвычайной ситуации соответствует свой вид особого конституционно - правового режима. В рамках одного режима перечень используемых административно-правовых средств может быть уже или шире, а по характеру - более жестким или умеренным..
Конституционно-правовое регулирование особых административно-правовых режимов объясняется тем, что их введение влечет за собой временное ограничение отдельных, конституционных прав и свобод физических лиц, а также определенные изменения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В связи c этим , такие режимы занимают особое место среди иных административно-правовых режимов.
6. Правовые режимы чрезвычайного и военного положения представляют собой систему правовых норм преимущественно административно-правового характера, которая направлена на ограничение прав и свобод граждан, прав юридических лиц, а также изменение полномочий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Введение правовых режимов военного и чрезвычайного положения предусматривает возможность изменения, а в некоторых случаях создания новой системы государственного управления на всей или на части территории Российской Федерации.
7. Правовые режимы чрезвычайного и военного положения характеризуются достаточно широким кругом регулируемых правом общественных отношений, ограниченным периодом действия, а также , в основном императивными методами государственного управления.
8. Изучение содержания возможностей особых конституционно -правовых режимов позволило сформировать четкое представление об основаниях их введения, а так же применения ограничительных мер в рамках особых конституционно -правовых режимов.
9. Особые конституционно - правовые режимы нужно рассматривать не как средство, с помощью которого осуществляется ограничение прав и свобод граждан, а как составную часть правовых методов воздействия, призванного обеспечить интересы личности, общества и государства. С помощью особых конституционно - правовых режимов осуществляется ограничение отдельных прав граждан и в то же время гарантируются и охраняются наиболее важные права и свободы личности. Закрепление в нормативных правовых актах оснований применения особых конституционно -правовых режимов определяет границы использования определенных законодательством ограничений.
10. Институт особых конституционно -правовых режимов и связанные с ним ограничения прав и свобод граждан являются в определенных случаях единственным способом, позволяющим нейтрализовать последствия соответствующих чрезвычайных ситуаций. Поэтому, использование института особых конституционно - правовых режимов, позволяет государству, за счет ограничения определенных законом прав граждан обеспечить их личную безопасность, а также безопасность государства и общества.
11. Следует сказать, что в настоящее время в нашей стране имеются основные законодательные акты, регламентирующие общественные отношения в сфере особых административно-правовых режимов, которые в целом соответствуют европейским и мировым стандартам.
12.Согласно соответствующему законодательству, внутренние войска МВД в условиях особых конституционно - правовых режимов наделены полномочиями по применению мер административного принуждения. Но при этом, военнослужащие внутренних войск, в том числе командиры и начальники, не наделены юрисдикционными полномочиями, т.е. правом привлечения к административной ответственности.
Отсюда следует вывод, что главная, центральная задача внутренних войск по обеспечению и охране порядка и безопасности – предупредить, а если это невозможно, пресечь совершающееся правонарушение разрешенными законом средствами, тем самым обеспечить привлечение нарушителей к ответственности. Ответственность за совершенное правонарушение наступает в дальнейшем по решению ОВД, суда и других правоохранительных органов, наделенных соответствующими полномочиями.
Список используемой литературы
Нормативно- правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 2009. 21 янв. № 7.
2. О Конституционном суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.06.94 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.97 № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - № 51. - Ст. 5712.
4. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.01 № З-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. - № 23. - Ст. 2277.
5. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30.01.02 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002.-№2.-Ст. 375.
6. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят резолюцией 34/ 169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. // Сб. документов Международные акты по правам человека. Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 1998.
7. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хартия Европейской безопасности (Стамбул, 19 ноября 1999 г. ) // В официальных источниках документ опубликован не был.
8. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 7 мая 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 28 апреля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3( c изменениями от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ).
12. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изменениями и дополнениями от 8 марта 2015 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации от 26 октября 2001 г. N 153 (часть I) ст.234
13. Федеральный закон РФ "О борьбе с терроризмом" от 25.07.98 № 130-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№31.-Ст. 3808.
14. Федеральный закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (С изменениями и дополнениями от 22 декабря 2014 г.) //"Российская газета" от 2 апреля 1998 г. N 63-64
15. Федеральный закон РФ " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 № 68-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. -№35.-Ст. 3648.
16. Федеральный закон РФ "О пожарной безопасности " от 21.12.94 № 69-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - № 35.-Ст. 3649.
17. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации "от 15.07.95 № 101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. - № 29. - Ст. 2757.
18. Федеральный закон РФ "Об обороне" от 31.05.96 № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - № 23. - Ст. 2750.
19. Федеральный закон РФ "О радиационной безопасности населения" от 09.01.96 № З-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.-№ 3. - Ст. 141.
20. Федеральный закон "О закрытом административно-территориальном образовании "от 14.07.92 № 3297-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. - № 33. - Ст. 1915.(в редакции от 28 ноября 1996 г. N 144-ФЗ)
21. Федеральный закон "О Государственной границе Российской Федерации" от 01.04.93 № 4730-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. -1993.- № 17.-Ст. 594.(в редакции от 31.12.2014)
22. Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации "от 21.02.97 № 31-ФЗ (в редакции от 05.04.2013)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - № 9. - Ст. 1014.
23. Федеральный закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"от 27.04.93 № 4866-1(в редакции от 09.02.2009 N 4-ФЗ) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. - № 19. - Ст. 685.
24. Федеральный закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.93 № 5242-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. - № 32. - Ст. 1227.
25. Федеральный закон " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля"от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в редакции от 31.12.2014) // "Российская газета", N 266 от 30.12.2008г.
26. Федеральный закон"О системе государственной службы Российской Федерации"от 27.06.03 № 58-ФЗ // Российская газета. 2003. -31 мая.
27. Федеральный закон "О безопасности"от 28.12.2010 N 390-ФЗ //Российская газета , N 295, 29.12.2010
28. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции от 12.02.2015с изм. и доп., вступ. в силу с 24.02.2015)//"Российская газета", N 25, 08.02.2011.
29. Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 02.07.2013).
30. Вопросы Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации: Указ Президента России от 07.03.96 № 784 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - № 11.-Ст. 1030.
31. "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации"-Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 20.01.2015// Собрание законодательства Российской Федерации.2015г. - № 930. - Ст. 3605.
32. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года"// Российская газета19 мая 2009г. №4912.
33. "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации": Указ Президента России от 04.06.01 № 644 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. - № 24. - Ст. 2416.
34. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.96 № 1094 // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. -№39. -Ст. 4563.
35. О совершенствовании организации исполнения федеральных законов: Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.02 № 803 // Российская газета. 2002. - 13 ноября.
36. Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента России от 21.04.00 № 706 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. - № 17. - Ст. 1852.(утратил силу с 25 декабря 2014 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.12.2014 N 815).
37. «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» Приказ МВД России от 02.06.2005 г. № 444 .
Учебная и научная литература:
38. Анисимов B.JI. «Участие органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях и обстоятельствах»: теоретический и правовой аспекты: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2001. - 94 с.
39. Асаев А.Г. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. СПБ, 2012.- 42 c.
40. «Актуальные проблемы развития ВВ МВД России: история и современность»: Сборник научных статей, 2012, Ч2. 165 с.
41. Алехин А.П. Административное Право России, СПБ, 2013., 543 с.
42. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник.- М.: Норма-Инфра, 2000. 624 с.
43. Балтовский A.A. «Специальные административно-правовые режимы в системе административного права» // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. М.: Издательство Московского университета МВД России, 2013. - С. 61-66.
44. Байбаков Ю.Г., Иванов В.Д. Комментарий Федерального Закона «О противодействии терроризму». — Ростов н/Д, 2008. — 96 с.
45. Барбин В.В. «Конституционно-правовые основания ограничения основных прав и свобод человека и гражданина»: лекция. — М., 2013. — 28 с.
46. Виноградов О.В., Султыгов М.М. Правомерное ограничение конституционных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения // История государства и права. 2009. - № 1-2. - С. 22-23.
47. Володина Е.И. Административно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации: Автореф.дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Московская академия МВД России. М., 2001.-24 с.
48. Воеводин Л.Д. Государственное право зарубежных социалистических стран: учебник .М., 2009. 478 с.
49. Власов Д. Понятие и содержание режима чрезвычайного положения // Право и жизнь. 2012. - № 46. - С.
50. Гончаров И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения: Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 2006. - 59 с.
51. Жулев С.К. Правовые основы деятельности ВВ МВД России при чрезвычайных обстоятельствах: учебное пособие, СПБ., 2011, 43 с.
52. Малько A.B., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2010. - № 9. - С. 19-24.
53. Незамов Е.С. Деятельность ВВ МВД РФ в условиях чрезвычайного и военного положений: Уч., М., 2010., 86 с.
54. Ожегов С.И. «Словарь русского языка» Изд-во «Русский язык» ,М., 1989г. 750с.
55. Попов А.А. « Административное право», учебник. М.: Юрист, 2009. 389 с.
56. Шабанов С.А. Административное Право: учебное пособие. СПБ ВИ ВВ МВД РФ .,2011.65 с.
57. Юхневич К.П. Правовые основы деятельности внутренних войск МВД России по охране общественного порядка: Учебное пособие, СПБ., 2011, 29 с.
58. Академический вестник ВВ МВД России. 2012- №3, с. 12-15.
59. Академический вестник ВВ МВД России. 2012- №1, с.49-52.
60. С.В. Баженов «Некоторые вопросы применения либо прекращения действия правового режима контртеррористической операции»: Вестник академии военных наук № 3(24) 2008 г., 69стр.
61. Рушайло Владимир Борисович «Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации» :автореферат, М.,2014г., 347стр.
62. URL:http://www.dissercat.com( дата обращения 02.03.2015)
63. URL:http://cyberleninka.ru (дата обращения 10.03.2015)
64. URL:http://lawtheses.com ( дата обращения 28.02.2015)
65. URL:http://www.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/e73827d2e97e19b2c3256b09003a29dd!OpenDocument( дата обращения 03.03.2015)
Приложение№1.
Угрозы национальной и экономической безопасности государства.
Приложение №2.
Типы специальных административно – правовых режимов.
[1]Ожегов С.И. «Словарь русского языка» Изд-во «Русский язык» ,М., 1989г. с.-345
[2]Виноградов О.В., Султыгов М.М. Правомерное ограничение конституционных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения // История государства и права. 2009. - № 1-2. - С. 22-23.
[3]Виноградов О.В., Султыгов М.М. Правомерное ограничение конституционных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения // История государства и права. 2009. - № 1-2. - С. 25
[4]Воеводин Л.Д. Государственное право зарубежных социалистических стран: учебник .М., 2009.с.-234
[5]Воеводин Л.Д. Государственное право зарубежных социалистических стран: учебник .М., 2009.с.-246
[6]Барбин В.В. «Конституционно-правовые основания ограничения основных прав и свобод человека и гражданина»: лекция. — М., 2013. с.-18
[7]Власов Д. Понятие и содержание режима чрезвычайного положения // Право и жизнь. 2012. - № 46. - С.43
[8]Федеральный закон " О закрытом административно-территориальном образовании "от 14.07.92 № 3297-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. - № 33. - Ст. 1915.(в редакции от 28 ноября 1996 г. N 144-ФЗ)
[9]Алехин А.П. Административное Право России, СПБ, 2013.,с.- 232-233