Парламентская республика
Правовой статус личности.
Правовой статус личности – правовое положение личности в обществе, которое включает в себя совокупность признаваемых и гарантируемых государством прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности.
Основные принципы:
1) принцип всеобщности, закрепляющий права человека независимо от его гражданства; 2) принцип неотчуждаемости, предполагающий невозможность отказа человека от своих прав и невозможность государства ограничить их без достаточных для этого оснований; 3) принцип непосредственного действия, предполагающий действие вне зависимости от конкретизирующего законодательства; 4) принцип равноправия, запрещающий дискриминацию отдельных категорий граждан; 5) принцип государственной защиты прав и свобод, обязывающий государство создать эффективный механизм защиты прав и свобод человека от каких–либо проявлений произвола.
Видыправового статуса личности:
1) общий правовой статус – это конституционный статус, основное содержание которого составляют субъективные права и юридические обязанности, зафиксированные в Конституции и нормах международного права как основополагающие и равные для всех граждан государства;
2) специальный правовой статус – это родовой статус, отражающий правовое положение определенной категории граждан (правовой статус студентов, пенсионеров, военнослужащих и т. д.). Личности, обладающие специальным правовым статусом, имеют предусмотренные законодательством специфические, дополнительные права, обязанности, льготы;
3) индивидуальный правовой статус – это единичный статус личности, который отражает правовое положение конкретного человека и его взаимодействие с обществом и государством. Индивидуальный правовой статус включает в себя совокупность персонифицированных прав и обязанностей конкретного лица. Данный статус динамичен, т. е. меняется вместе с изменениями в жизни человека;
4) правовой статус физических лиц:
а) российских граждан, находящихся за рубежом;
б) иностранных граждан, находящихся на территории РФ;
в) лиц без гражданства;
г) лиц с двойным гражданством;
д) беженцев;
е) лиц, которые работают в экстремальных условиях и особых регионах страны;
5) правовой статус юридических лиц;
6) отраслевой правовой статус;
7) профессиональный и должностной правовой статус и т. д.
Парламентская республика.
Парламентарная республика –форма правления при которой значительная роль в государственной жизни принадлежит парламенту (Примеры – Германия, Италия, Индия, Австрия, Израиль и др.).
Признаки парламентской республики:
• верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением страны;
• правительство формируется парламентским путем из числа лидеров партии получивших большинство голосов в парламенте по итогам выборов;
• возглавляет правительство премьер-министр, который, как правило, является лидером партии, победившей на выборах в парламент;
• правительство несет ответственность за свою деятельность перед парламентом;
• члены правительства находятся у власти до тех пор пока их поддерживает большинство в парламенте;
• при вынесении вотума недоверия правительство должно уйти в отставку;
• допускается существование должности президента, который избирается парламентом;
• президент (если есть) реальными правами не обладает.
В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрасигнует акты президента.
Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.
Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
Парламентская республика (например, Германия, Италия) характеризуется тем, что президент, избираемый, как правило, парламентом, а не населением, является только главой государства и не обладает большими властными полномочиями. Правительство возглавляется другим должностным лицом – премьер-министром и формируется парламентом из представителей тех партий, которые на выборах получили большинство голосов избирателей и, следовательно, большинство мест в парламенте. Ответственность правительство несет перед парламентом, имеющим право выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой уход правительства в отставку. В парламентской республике президент может досрочно распустить парламент и назначить новые выборы.