Особенности политической системы Российской
Федерации
1. Российская политическая система возникла в результате демонтажа советской политической системы, начавшегося в 1991 г. и завершившегося в 1993 г. В этот период противоречия, которые привели к развалу КПСС и Советского государства, сконцентрировались в политической сфере в противоречиях между законодательной и исполнительной ветвями власти. События октября 1993 г. положили конец "двоевластию" и "безвластию" в стране, а принятие новой Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. означает создание нормативно-правовой основы для выхода из политического кризиса и завершение важного этапа реформирования политической системы российского общества.
2. В настоящее время российская политическая система переживает период становления — процесс длительный, противоречивый и болезненный. Почему? Потому, что гражданское общество находится на стадии реформирования, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Преобразование гражданского общества начато "сверху" и осуществляется в основном государственными структурами. При этом происходит непомерное увеличение государственного аппарата, усиливается его бюрократизация. Экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно, результатом чего стали однобокость процессов разгосударствления и приватизации, рост люмпенизированного слоя населения, поляризация доходов социальных групп и слоев общества. Вяло осуществляется политическая структурированность общества, политические партии слабы и не имеют четкой социальной ориентации, общественно-политические организации и движения малочисленны. Остается низким уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности. Продолжается дестабилизация межнациональных отношений. За последние годы наметились определенные позитивные тенденции в становлении демократической политической системы России. Это незначительное увеличение "среднего класса", некоторая стабилизация властных отношений, намеки на демократизацию автократического президентского правления, снижение конфронтации между политическими группировками, становление многопартийной системы, улучшение взаимодействия между ветвями государственной власти, развитие федеративных отношений.
3. Российская политическая система, формируясь как самобытная евразийского характера и значения целостность, интегрируется постепенно в мировую систему политических отношений. Свидетельством тому служат ее усиливающаяся активность в рамках ООН, СНГ, вступление в Совет Европы, многогранное сотрудничество со специальными международными организациями и органами (ЮНЕСКО, ЮНЕП, МАГАТЭ и др.).
Особенности политического процесса в современной России.Эти особенности определяются историческими традициями и своеобразием того периода развития, который переживает наша страна. Данный период лишь с определенными оговорками можно назвать переходным к некой абстрактной либерально-демократической модели.
В России налицо следующие явления: распад традиционных социальных институтов и структур управления; социальная дезориентация, утрата нравственных ценностей и духовных идеалов; маргинализация значительных слоев населения; пробуждение низменных инстинктов и экстремизма; использование насилия для достижения политических целей; криминализация общественных отношений; фальсификация исторического прошлого; ослабление государственной власти и дискредитация ее органов; ущемление национального достоинства и развитие комплекса национальной неполноценности. Очевиден и разрыв между принятием достаточно обоснованных и рациональных политических и правовых решений и последующим их исполнением. Это объясняется как отсутствием соответствующих правовых механизмов, так и низкой политико-правовой культурой, одним из элементов которой является традиционно сильный в нашем обществе правовой нигилизм.
Вся совокупность неразрешенных социальных, политических, правовых проблем препятствует формированию устойчивого общественно-политического консенсуса, без которого ни одна политическая система не может считаться стабильной, приспособленной к текущим потребностям общественного развития.
Анализ политических процессов в современной России во многом зависит от соблюдения следующих организационных условий:
1) информационного обеспечения процесса реформ, без которого невозможно ни прогнозировать социальные последствия нововведений, ни адекватно оценивать достигнутые результаты;
2) установления приоритетности отдельных направлений реформ, последовательности реализации законодательных, организационных и иных мер с учетом реальных перспектив их осуществления;
3) организации социологического мониторинга, отслеживания и оценки результатов реформ;
4) целенаправленности просветительской работы;
5) изучения эффективности различных форм политического участия.
Политическое участие
Политическое участие можно рассматривать как весьма динамичную и массовую форму многообразных взаимоотношений индивидов и организационно-властных структур, образований по поводу политической власти и управления.
Из истории развития государственно-политических систем с различными политическими режимами видно, что практически все они допускали вовлеченность своих граждан в политику. Но в одних случаях это было лишь декларировано, в других — ограничивалось частоколом условий и оговорок, в третьих — абсолютизировалось и доводилось до абсурда. И лишь в демократическом обществе с развитыми политической и правовой системами стало реальным и в определенной степени необходимым и действенным участие людей в политической жизни.
Политическое участие это антипод политическому отчуждению. Еще Аристотель, рассуждая о понятии "гражданин", определял его через непременное участие во власти, суде и управлении. С тех пор многократно менялась картина политического мира вообще и отдельных стран, возникали и исчезали идеи и формы политического участия, но суть оставалась одна. Участие — это деятельность индивидов в связи с формированием, функционированием и реализацией политической власти.
В качестве факторов, определяющих политическое участие, в литературе называют:
а) социально-экономические и политические интересы;
б) общественный долг, заботу о всеобщем благе;
в) стремление повысить свой общественный статус;
г) чувство коллективности, необходимость политического общения и другие.
Политическое участие осуществляется в различных формах, с неодинаковой степенью интенсивности, в разных по масштабу социальных и территориальных образованиях.
Добровольное участие индивидов в делах государства и других политических институтов охватывает осознанную политическую деятельность, базирующуюся на высоком уровне общего и политического образования, наличия у участников определенных социально-нравственных ориентиров, их лояльном отношении к праву и закону.
Активная форма добровольного политического участия включает в себя деятельность депутатов представительных органов власти, функционеров политических партий и общественно-политических организаций, организаторов политических кампаний и акций (выборов, референдумов и т. д.).
Пассивная форма добровольного политического участия предполагает только участие в выборах, референдумах, опросах общественного мнения.
Принудительное политическое участие характерным является для служащих милитаризованных государственных структур, членов политических партий и организаций с жесткой централизацией и дисциплиной.
По сфере территориального распространения политическое участие может носить общенациональный, местный и локальный характер. В Российской Федерации можно выделить федеральный уровень, уровень субъектов Федерации — региональный, местный — муниципальных образований и локальный, ограниченный рамками организации, учреждения.
В плане интенсивности и последовательности различают постоянное (членство в партии, работа в политических организациях), эпизодическое или регулярное (участие в выборах) и разовое (участие в референдуме по поводу принятия Конституции) политическое участие. По отношению к действующему законодательству в той или иной стране различают легальное (соответствующее Конституции и законам) и нелегальное (противоречащее закону) политическое участие.