Тип правового регулирования

Тип правового регулирования выражает направленность правового воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет.

В основе общедозволительного типа регулирования лежит принцип «дозволено всё, кроме того, что запрещено», а значит субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных. Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в законодательстве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Однако такой тип правового регулирования неприменим к деятельности государственных органов, особенно в процессе применения юридической ответственности, ибо это создает возможности для злоупотреблений.

В основе разрешительного типа регулирования лежит общий запрет «разрешено только то, на что субъекты конкретно уполномочены», а следовательно, субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены нормами права. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности.

Процесс правового регулирования осуществляется определенными методами. Метод правового регулирования есть совокупность принципов, средств, приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. Правовое регулирование осуществляется с применением двух разновидностей методов: авторитарных и автономных.

Авторитарные методы (субординации, подчиненности) – централизованное вертикальное регулирование на властно-императивных началах (используются в административном, уголовном и т. п. праве.).

Автономные методы (координации, равноправия) – децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны (применяются в гражданском, семейном и т. п. праве).

Правовое регулирование осуществляется, прежде всего, на информационном уровне. Поэтому, прежде всего, необходимо учитывать информационно-психологический аспект действия права. Право способно регулировать поведение субъектов только тогда, когда адресуемая ему информация воспринята его сознанием и усвоена.

Правовое воздействие на поведение людей и общественные отношения основывается на использовании различных средств и способов, среди которых можно выделить в первую очередь:

- поддержку социально-полезного поведения (поощрение, стимулирование, организационное оформление, усиленная охрана);

- определение условий совершения действий, порождающих какой-либо правовой результат;

- определение правовых последствий действий, нежелательных для общества, но и не запрещенных;

- установление запретов и санкций за правонарушения.

В информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся:

- правовые стимулы, призванные побуждать к правомерному поведению, выгодному для общества и для личности;

- правовые ограничения, призванные сдерживать субъекта от удовлетворения своих потребностей и интересов за счет противоправного поведения.

Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Признаки правовых стимулов:

- связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности и выражаются в предоставлении ценностей, отмене или смягчении санкций и т. п.;

- сообщают о расширении возможности субъектов;

- проявляются в виде субъективных прав, законных интересов, льгот, поощрений;

- предполагают повышение позитивной активности.

Правовые стимулы проявляются в виде льгот, привилегий и иммунитета.

Правовая льгота представляет собой правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы. Она выражается в предоставлении дополнительных (особых) прав или в освобождении от обязанностей.

Признаки правовых льгот:

- сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их существования;

- представляют собой исключение из общих правил, выступают способом юридической дифференциации;

- устанавливаются компетентными органами и фиксируются в нормативно-правовых документах. Закон запрещает предоставлять льготы в индивидуальном порядке.

Основная цель правовых льгот – согласование и гармонизация интересов личности, общества, государства.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимаются специальные (исключительные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих обязанностей.

Под правовым иммунитетом понимаются особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечить выполнение ими соответствующих функций.

Правовые ограничения – это правовое сдерживание, запреты противозаконного деяния, создающее условие для удовлетворения интересов субъекта и общественных интересов в охране и защите; установленные в праве границы, в пределах которых должны действовать субъекты; исключение определенных возможностей в деятельности субъектов, обязывание совершить определенные действия.

Признаки правовых ограничений:

- связаны с неблагоприятными условиями для осуществления собственных интересов субъекта;

- сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности;

- предполагают снижение негативной активности;

- направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами. Исходя из данных правовых средств и учитывая собственные интересы, человек программирует свои действия.

Способы правового регулирования – приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей правовых норм. Можно выделить следующие способы: дозволение; запрещение; обязывание; поощрение и др.

Дозволение – предоставление субъектам права на определенные действия в собственных интересах и по своему усмотрению (управомочивающие нормы). Дозволения могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес.

Субъективное право – это принадлежащая лицу мера возможного (дозволенного) поведения, гарантируемая государством. В его основе лежит юридически обеспеченная возможность.

Свободы личности – это практически те же нормативно определенные права субъекта, имеющие некоторые особенности: предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни; государство обеспечивает невмешательство своих органов и других граждан в эти сферы (свобода совести).

Законные интересы личности – это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственно содержанием прав и свобод граждан и не закрепленные юридическими нормами. Правовые нормы не способны предусмотреть все возможные жизненные ситуации и соответственно не могут и не должны детально регламентировать непрерывно развивающиеся и вновь возникающие притязания человека на социальные блага. Государство должно защищать законные интересы личности наряду с обеспечением прав и свобод человека. На практике государственные органы и должностные лица обычно прибегают в таких ситуациях к аналогии права или закона, либо к расширительному толкованию юридических норм.

Запрещение – возложение на субъекта обязанности воздержаться от совершения действий (запрещающие нормы).

Обязывание – возложение на субъекта обязанности совершить определенные деяния (обязывающие нормы).

Поощрение – воздействие на сознание и волю субъекта с помощью мер морального, организационного и материального стимулирования, с целью обеспечить желаемое для общества поведение.

Юридическая обязанность – это мера должного (необходимого) поведения лица, на которое возложена определенная обязанность.

Правовое регулирование обусловлено не только материальными
условиями жизни общества, но и субъективными факторами. Это проявляется в правосознании, а через него – в правотворчестве, правоприменении и т. д.

Основные направления повышения эффективности правового регулирования:

- совершенствование правотворчества: наиболее полное выражение в принимаемых нормах общественных интересов; учет объективных закономерностей общественного развития; реальность соблюдения юридических норм; повышение уровня законодательной техники;

- совершенствование правоприменения;

- повышение уровня правовой культуры субъектов права;

- расширение сферы правового саморегулирования;

- повышение роли судебных органов в процессе регулирования общественных отношений.

Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, то реализация права – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Нормативное регулирование без индивидуального превращается в формализм, а правоприменение без юридических норм в произвол.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятия, признаки, виды, структура правоотношений.

2. Понятие и формы реализации права.

3. Понятие, формы, способы и виды толкования права.

4. Правовое поведение: понятие и виды.

5. Понятие, виды, функции юридической ответственности.

6. Понятие, элементы и виды правового регулирования.

Темы рефератов

1. Правовой идеализм и правовой нигилизм как формы деформации правосознания.

2. Правовая культура и профессиональная этика юристов.

Оглавление

Предисловие ....................................................................................................................... 3

Глава 1Предмет и методология теории государства

и права............................................................................................................................. 5

1.1. Развитие теории государства и права в России ...................................................... 5

1.2. Предмет теории государства и права ....................................................................... 13

1.3. Методология теории государства и права ............................................................... 17

1.4. Теория государства и права в системе общественных наук .................................. 25

1.5. Функции теории государства и права ..................................................................... 31

Вопросы для самоконтроля ............................................................................................ 34

Темы рефератов ................................................................................................................ 34

Глава 2 Происхождение государства и права ..................................... 35

2.1. Характеристика догосударственного общества ...................................................... 35

2.2. Основные теории возникновения государства и права ......................................... 42

2.3. Общие закономерности возникновения государства ............................................. 60

2.4. Особенности возникновения государств ................................................................ 62

2.5. Возникновение права ................................................................................................ 59

2.6. Развитие права в различные исторические эпохи .................................................. 67

Вопросы для самоконтроля ............................................................................................ 69

Темы рефератов ................................................................................................................ 69

Глава 3 Теория государства .............................................................................. 70

3.1. Государственная власть ............................................................................................. 70

3.2. Понятие государства и его основные признаки ..................................................... 73

3.3. Сущность государства ............................................................................................... 77

3.4. Основные вопросы типологии государств ............................................................. 80

3.5. Современные теории государства ............................................................................ 87

3.6. Форма государства ..................................................................................................... 89

3.7. Функции государства ................................................................................................ 103

3.8. Механизм государства .............................................................................................. 111

3.9. Принципы организации и деятельности госаппарата ........................................... 119

Вопросы для самоконтроля ............................................................................................ 121

Темы рефератов ................................................................................................................ 121

Глава 4Государство и общество ................................................................... 122

4.1. Понятие и функции политической системы общества .......................................... 122

4.2. Роль элементов политической системы общества .................................................. 126

4.3. Типы политических систем.………………………………………..……………….. 134

4.4. Гражданское общество: история и современность ................................................. 136

4.5. Становление и развитие теории правового государства ....................................... 142

4.6. Правовое государство и гражданское общество ..................................................... 147

Вопросы для самоконтроля ............................................................................................ 150

Темы рефератов ................................................................................................................ 150

Глава 5Теория права ............................................................................................. 151

5.1. Понятие, признаки и сущность права ...................................................................... 151

5.2. Основные концепции правопонимания .................................................................. 155

5.3. Принципы и функции права ..................................................................................... 164

5.4. Право в системе нормативного регулирования общественных

отношений ........................................................................................................................... 168

5.5. Норма права ................................................................................................................. 178

5.6. Источники (формы) права ......................................................................................... 188

5.7. Понятие и виды нормативно-правового акта ......................................................... 196

5.8. Правотворчество: понятие, виды, принципы ......................................................... 205

5.9. Стадии и формы правотворчества ………………………..……………………….. 211

5.10. Юридическая техника ………………………………………………………..……. 219

5.11. Систематизация законодательства .......................................................................... 222

5.12. Система права ........................................................................................................... 228

5.13. Типология права ....................................................................................................... 243

Вопросы для самоконтроля ............................................................................................ 255

Темы рефератов ................................................................................................................ 255

Глава 6Реализация права .................................................................................. 256

6.1. Правовое сознание ...................................................................................................... 267

6.2. Формы деформации правосознания …………………………………..……………. 263

6.3. Правовая культура: понятия, виды, функции ......................................................... 256

6.4. Правовые отношения: понятие, признаки, виды .................................................... 270

6.5. Структура правоотношений и условия их возникновения ……………………..... 272

6.6. Формы реализация права............................................................................................ 279

6.7. Толкование права ....................................................................................................... 285

6.8. Правомерное поведение ............................................................................................ 293

6.9. Понятие правонарушения и его признаки .............................................................. 296

6.10. Причины и условия правонарушений ……………………………..……………… 302

6.11. Юридическая ответственность: понятие и признаки ............................................ 304

6.12. Основания и виды юридической ответственности................................................ 309

6.13. Принципы и функции юридической ответственности......................................... 313

6.14. Понятие и принципы законности ........................................................................... 316

6.15. Законность и правопорядок .................................................................................... 321

6.16. Механизм правового регулирования ..................................................................... 325

Вопросы для самоконтроля ............................................................................................ 322

Темы рефератов ................................................................................................................ 322

Учебное издание

Наши рекомендации