Основные вехи противостояния Верховного Совета и Президента России

Ø первые месяцы 1992 г.

Ø апрель 1992 г., IV съезд Народных депутатов.

Ø осень 1992 г., формирование Фронта национального спасения

Ø декабрь 1992г., VII съезд Народных депутатов

Ø март 1993 г., VIII съезд Народных депутатов

Ø 20 – 26 марта 1993 г. – противостояние Президента и Верховного Совета

Ø 25 апреля 1993 г. – был проведен референдум

Ø 1 мая 1993 г. – массовые демонстрации

Ø 21 сентября 1993 г., обнародован указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ» ( указ отменял все ветви власти за исключением исполнительной )

Ø 23 сентября 1993 г. – начало периода открытого противостояния

Ø 3 – 4 сентября 1993 г., «расстрел Белого Дома»

Последствия событий начала сентября – начала октября 1993 год:

1. ликвидация двоевластия в стране

2. Ликвидация система советов

3. Приостановление сепаратистских тенденций (структура центральной власти)

4. Формирование новых структур власти, основанные на разделении властей

5. Оформился и стал важным фактором парламентаризм

6. Были разрушены иллюзии по отношению к демократическому характеру новой власти

Факторы, обусловившие политический кризис осени 1993 г.

1) Социальные, экономические и политические противоречия переходного общества, столкновение интересов разных политических сил

2) Отсутствие в обществе национального согласия по всем основным вопросам будущего страны

3) Отсутствие четкого конституционного механизма разделения властных полномочий

4) Отсутствие в обществе развитой правовой культуры

5) Неудача экономической политики в 1992 – 1993 гг.

6) Агрессивно-авторитарная позиция части радикалов, представлявших новую российскую номенклатуру

7) Личностные моменты, персональный конфликт амбиций бывших единомышленников.

Основные особенности конструкции новой власти по Конституции 1993 г.

- Россия – демократическое правовое государство с республиканской формой правление

- Установление приоритета исполнительной власти целом над представительной

- Президент России наделялся колоссальным объемом полномочий

- Государственная Дума как законодательный орган была наделена узким кругом полномочий

- Конституция предусматривала всенародные выборы, провозглашала демократические права и свободы граждан

2. Особенности развития политической системы в 1994 – 1999

Структура власти:

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ:

- верхняя палата ФС

- нижняя палата ГД 3. СУДЕБНАЯ:

2. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ: - конституционный суд

- президент и его администрация - верховный суд

-правительство - высший арбитражный суд

Существовало более 200 партий, объединений и союзов:

- В декабре 1992 официально была зарегистрирована партия на постсоветском пространстве (ЛДПР)

- В 1993 году образовалась КПРФ (самая массовая партия ) (стратегическая цель: обновленный социализм)

- В октябре 1993 года учреждено движение «выбор России» на ее основе в июне 1994 года образовалась партия «демократический выбор России» во главе с Е. Гайдаром

- 1993 год на базе избирательного блока была создана партия «Яблоко»

- 1995 год обрадовано общественно-политическое движении «Наш дом - Россия»

- 1998 год образовывается коалиция «Правое дело»

- 1999 год учреждается избирательный блок «Союз правых сил», на основе которого в 2001 году образовывается политическая партия «Союз правых сил»

- 1999 год проправительственный блок «Единство»

Черты российского партийного строительства:

1. Большой спектр различных политических партий от правых до центра и левых и наоборот

2. Крайняя нестабильность партийного состава

3. Крайне слабая социальная поддержка

4. Наличие программы аморфности

26.10.2015

Формирование новой политической системы на рубеже XX – XXI веков.

План:

Особенности политического развития РФ в 2000 – 2012 гг.

Состояние политической системы в начале 2000 – х гг.

1. Децентрализация

Она проявлялась в:

- наличие в государственной думе сильной оппозиции

- проведение независимой от центра политики регионами России

- организационная слабость, программная неопределенность многочисленных партий

Задачи для того, чтобы решить проблему децентрализация:

1. стабилизировать политическую систему

2. демонтировать олигархический режим

3. воссоздать дееспособное государство

Этапы реформ политической системы:

Гг.

Предпринятые шаги для стабилизации ситуации:

- формирование в государственной думе третьего созыва коалиции большинства

- была введена система федеральных округов, контролируемых полномочными представителями федеральной власти

- лишение губернаторов регионов контроля над советом федерации (раньше совет федерации формировался за счет губернаторов, это были люди, которые могли действовать независимо от власти президента )

- принятие закона о политических партиях (2001 г)

- формирование сильной проправительной партии «Единая Россия»

Гг.

Этап укрепления позиций государства и развития того, что было заложена в рамках первого этапа.

В рамках 2-ого этапа было сделано:

Ø была сформирована общественная палата (2005 год)

Ø отмена выборности губернаторов (2005 год)

Ø увеличение срока действия президента и государственной думы (2009 год)

Ø повышение активности государственной бюрократии

2000 – 2012 гг. Время повышения роли государства в политических процессах – особенность социального и политического развития России этот период времени

Основные направления внутренней политики РФ по реализации реформы:

1. Укрепление власти в центре и на местах

2. Отстранение олигархов от центра политической системы

3. Борьба с коррупцией и создание эффективной правоохранительной системы.

Для реализации укрепления власти центре и на местах были проведены:

- шаги для осуществления кадровой политики

- было стремление сочетать и консерватизм и либерализм – обновление государственной символики

- проведение административной реформы.

- Помимо административной реформы в рамках рассматриваемого периода активно велось партийное строительство.

Суть партийного строительства заключалась в :

а) создание сильного правительственного ядра

б) сокращение мелких политических партий

Административная реформа.

направлена на:

1. укрепление власти

2. на формирование диалога между бизнесом и правительством

3. на формирование диалога между партиями и общественно-политическими движениями

Шаги реформы по укреплению власти:

1) (весна 2003 г. ) инвентаризация функций министерств и ведомств.

2) (июль 2003 г. ) указ президента о проведении административной реформы

Указ выделял 3 основные задачи:

- разграничить полномочия между ветвями власти

- определить обязанности каждого из элементов государственной бюрократии

- сократить численность аппарата государственного

- реорганизовать правительство

3) (март 2004 г. ) Указ президента о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти

4) (13 мая 2000 г.) Было создано 7 федеральных округов и введена систем полномочных представителей президента на местах

5) Реорганизация совета федерации

6) Отмена института прямых выборов.

7) С целью укрепления власти законодательные органы стали формироваться на пропорциональной основе по партийным спискам.

8) Укрупнение рядов регионов

Судебная реформа

Основные задачи реформы:

- усиление авторитета судебной власти

- кадровое обеспечение судебной системы

- развитие материально-технического обеспечения судебной системы

- информационное обеспечение судебной системы

- укрепление научного потенциала судебной власти

Сформировавшаяся модель политической системы:

1. сильна централизованная власть (вертикализация власти )

2. партийное ядро – «партия власти», обеспечивающая большинство в парламенте

3. Жесткая конструкция «центр - регионы»

4. Неразвитость судебной власти, подконтрольность «четвертой власти»

02.11.2015

Наши рекомендации