Понятие и природа социального обеспечения

Тема 1. Понятие, социального обеспечения, его функции и формы.

1. Понятие и природа социального обеспечения.

2. Основные этапы развития системы социального обеспечения

3. Функции и формы и социального обеспечения

4. Виды социального обеспечения

Понятие и природа социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

-обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;

-имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;

-заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

-экономического характера (безработица);

-физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);

-производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);

-демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Человек, его права и свободы являются по Конституции РБ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.47 Конституции РБ: « гражданам РБ гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом».

Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования.

Государственное социальное страхование – это основной организационно-правовой механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.

В социальном обеспечении меры «обеспечения» заранее правомерно регламентированы в законодательстве.

В юридической литературе последних лет все чаще понятие «социальное обеспечение» сопоставляется с понятием «социальная защита».

Понятие социальное обеспечение входит в понятие «социальная защита». Социальная защита населения – гарантированная система экономических, правовых и организационных мер государства в отношении как нетрудоспособных, так и трудоспособных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, направленная на их социальное обеспечение.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в сфере социальной защиты белорусское государство берет на себя обязанности по осуществлению:

1. Государственной поддержки населения в форме оказания адресной помощи (ежемесячного социального пособия или единовременного социального пособия), а также выплаты безналичных жилищных субсидий;

2. Социальной защиты отдельных групп населения (ветераны, инвалиды, дети)

3. Специальной государственной защиты некоторых категорий граждан с учетом особенностей их правового статуса и профессиональной деятельности.

Сущность социального обеспечения наиболее полно отражает его природа. В республике сложились две формы распределения: это оплата по труду и через общественные фонды потребления.

Оплата по труду в зависимости от его количества и качества остается основным источником удовлетворения не только материальных, но и культурных потребностей граждан. Правда, следует отметить, что значительное число граждан республики уже являются собственниками многих организаций и частных предприятий, ведут фермерское хозяйство, осуществляют предпринимательскую деятельность и обеспечивают свои материальные и культурные потребности за счет заработанных самими доходов.

Распределение по труду части фонда потребления и предпринимательские доходы приводят, к сожалению, к большому неравенству в материальном положении как работающих на предприятиях разных форм собственности и видов работников, так и лиц самостоятельного труда. Причина этому - различие в размере доходов соответствующих категорий граждан. Именно поэтому государство наряду с распределением по труду осуществляет и распределение через общественные фонды потребления.

Две названные выше формы распределения в республике действуют одновременно и дополняют одна другую. Именно поэтому государство вынуждено направлять часть национального дохода на цели здравоохранения, образования, социального обеспечения.

В создании фондов социального обеспечения посильный вклад вносят и работающие граждане, отчисляющие из своего заработка один процент в Фонд социальной защиты населения. Значительную часть своих доходов в этот фонд отчисляют организации всех форм собственности и видов, а также индивидуальные предприниматели, фермеры и другие работники, занятые свободным трудом и предпринимательством.

Наряду с централизованными фондами общественного потребления, составляющими экономическую основу социального обеспечения, в республике создаются и фонды организаций и СПК за счет своих доходов, которые направляются на дополнительное социальное обеспечение своих работников путем оказания им материальной помощи, выплаты пособий и оказания услуг и льгот.

Таким образом, средства социального обеспечения в Республике Беларусь являются значительной частью общественных фондов потребления, образуемых централизованно в масштабе республики и децентрализованно в организациях всех форм собственности и видов, а также в СПК. Это значит, что социальное обеспечение в нашем государстве представляет собой форму удовлетворения материальных потребностей граждан и их семей за счет внебюджетных и бюджетных фондов социального обеспечения, включая дополнительные источники, формируемые за счет средств организаций всех форм собственности и видов, отчислений индивидуальных предпринимателей, фермеров и других лиц свободного труда.

Если граждане Республики Беларусь вследствие достижения пенсионного возраста, болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы прекращают трудиться и не могут получить средства к жизни на основе оплаты по труду, то государство назначает и выплачивает им пенсии, пособия, оказывает услуги, предоставляет льготы и натуральные виды социального обеспечения и обслуживания за счет средств общественных фондов потребления, специально созданных для этих целей.

Поскольку экономическую основу социального обеспечения в республике составляют экономические распределительные отношения, входящие в совокупность производственных отношений и составляющих экономический базис нашего государства, они (эти распределительные отношения) активно воздействуют и на само производство. Поэтому социальное обеспечение является важнейшим фактором, влияющим на дальнейшее повышение эффективности общественного производства в республике.

Уровень социального обеспечения, размер пособий и пенсий, качество предоставленных услуг и льгот как видов социального обеспечения также является значительным стимулом повышения производительности труда работников. Поэтому имеется прямая зависимость между размерами пенсий, пособий и других видов социального обеспечения от эффективности труда работников, занятых в общественном производстве. В этих видах косвенно отражается размер их оплаты по труду, однако все виды социального обеспечения и их размеры не есть оплата по труду.

Все виды социального обеспечения, которые назначаются и выплачиваются гражданам в предусмотренных законом случаях, в отличие от оплаты труда носят алиментарный характер.

Алиментарный характер всех видов социального обеспечения - безэквивалентное или безвозмездное предоставление гражданам и их семьям различных видов социального обеспечения государством (предприятиями и колхозами) без совершения ответных действий со стороны обеспечиваемых.

Это значит, что государство возложило на себя конституционную обязанность предоставлять все виды социального обеспечения нуждающимся бесплатно. Через систему социального обеспечения, через ее правовые формы и виды государство обеспечивает социальную защищенность своих граждан, которые еще или уже не могут обеспечить свой материальный и культурный достаток на основе оплаты по труду.

Т.О., Социальное обеспечение в Республике Беларусь следует рассматривать как правовую и как экономическую категории.

Как правовая категория социальное обеспечение - это важнейшее направление в деятельности нашего государства, его важнейшая функция по правовому регулированию общественных отношений, возникающих в сфере создания фондов для целей социального обеспечения граждан и их распределение на основе норм права социального обеспечения среди престарелых, нетрудоспособных граждан, их бесплатному медицинскому и санаторно-курортному лечению и обслуживанию, по воспитанию и содержанию детей граждан в детских дошкольных и внешкольных учреждениях в виде назначения и предоставления им разного вида пенсий и пособий, многочисленных услуг, льгот и натуральных благ.

С экономической точки зрения в основе социального обеспечения в Республике Беларусь лежат экономические распределительные отношения, возникающие в сфере аккумуляции средств государства, организаций всех форм собственности и видов, граждан, составляющих экономическую основу социального обеспечения, с помощью которой осуществляется социальное обеспечение граждан в виде предоставления им в порядке социальной алиментации пенсий, пособий, услуг, льгот и натуральных видов социального обеспечения.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

-источники финансирования: за счет специальных фондов, образуемых государством (ФСЗН) а также средств государственного бюджета.

-круг лиц, подлежащих обеспечению: общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);

-условия предоставления обеспечения: только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);

-цели предоставления обеспечения: ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

Наши рекомендации