Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний
1. Перечислите главные задачи системы государственного контроля качества.
2. Что называется стандартом? Какие стандарты качества используются в фармацевтических организациях?
3. Перечислите виды внутриаптечного контроля и кратко охарактеризуйте.
4. Перечислите основные обязанности руководителя службы контроля качества в организации оптовой торговли ЛС.
5. Какие правила включает система GМP?
6. Как должен быть оформлен журнал контроля качества ЛС?
7. В чем заключается оценка качества изготовленных ЛС?
8. Охарактеризуйте приемочный контроль.
9. Охарактеризуйте первичный и вторичный контроль в процессе изготовления растворов для инъекций.
10. Как должно быть оснащено рабочее место провизора по контролю качества ЛС?
11. В каких случаях необходим полный химический контроль? Приведите примеры.
12. Охарактеризуйте письменный контроль качества ЛС.
13. Кратко охарактеризуйте стандарт качества ИСО 9000.
14. Что обеспечивает внутриаптечный контроль качества ЛС?
15. Охарактеризуйте опросный контроль качества ЛС.
16. Назовите составляющие системы менеджмента качества в аптечной организации.
17. Охарактеризуйте физический контроль качества ЛС.
18. Как осуществляется контроль качества ЛС в организации оптовой торговли?
19. Кто осуществляет государственный контроль качества ЛС? Перечислите организации контролирующие качество ЛС в России.
20. Охарактеризуйте химический контроль качества ЛС.
21. Какие виды деятельности, связанные с ЛС подлежат государственному контролю?
22. Перечислите виды внутриаптечного контроля качества ЛС и порядок его организации.
23. Кто в аптеке отвечает за обеспечение качества продукции? Какие журналы регистрации контроля ЛС обязательны для аптек?
24. Какой нормативный документ РФ соответствует стандартам GMP? Кратко охарактеризуйте его исполнение в аптечной организации.
25. Охарактеризуйте контроль при отпуске ЛС из аптеки.
26. Охарактеризуйте прием товара по качеству, который включает проверку ЛС по показателям «Описание», «Упаковка», «Маркировка».
27. Укажите цели системы менеджмента качества ЛС в аптеке.
28. Что представляет из себя Государственная фармакопея? Какие требования в ней содержатся?
29. Сколько лет хранится в аптеке журнал учета качества ЛС? Для чего необходимы данные этих журналов?
30. Перечислите виды документов необходимые для контроля качества ЛС.
31. Какие действия необходимо осуществить в аптечной организации для внедрения системы менеджмента качества ЛС?
32. Перечислите предупредительные мероприятия, проводимые в аптеке для сохранения высокого качества ЛС.
33. Перечислите порядок действий в случае сомнения в качестве полученного ЛС.
34. С какой целью и как проводится приемочный контроль?
35. В каком документе регистрируются результаты химического контроля ЛС?
36. По каким показателям проводится полный химический контроль ЛС в аптеке?
37. Что представляет из себя регистрационное удостоверение на ЛС? Какой документ необходим к нему при реализации зарубежных МИБП?
38. Как часто проводится опросный контроль ЛС, изготовленных в аптеке? Кто в нем участвует?
39. Охарактеризуйте контроль по показателям «Описание», «Упаковка», «Маркировка».
Занятие № 14-15.
Тема: Ценообразование на товары аптечного ассортимента. Государственное регулирование ценообразования на товары аптечного ассортимента.
Теоретический материал
Цена. Функции цен
Цена – это одна из важнейших экономических категорий. В условиях рыночной системы хозяйствования цены являются основными ориентирами, которыми руководствуются производители и потребители в своем экономическом выборе и поведении.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, включая затраты на его производство и продвижение на рынок, а также получение прибыли для воспроизводства товара. В своем внешнем проявлении цена – это определенное количество денег, которое покупатель оплачивает, а продавец получает за данный товар.
Роль и значение цены в экономике определяются ее функциями:
учетной, регулирующей, информационной, стимулирующей и распределительной.
Учетная функциязаключается в измерении и учете затрат материалов, сырья, живого труда и, в конечном счете, определяет издержки производства, обращения продукции и получение прибыли.
Регулирующая функциязаключается в установлении равновесной цены, которая балансирует спрос и предложение. В цене фокусируются, выражаются, сталкиваются и согласовываются материальные интересы продавца и покупателя.
Цена информирует рынок о предложении товара, его объеме, и сколько продавец желает получить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса, – в этом заключается информационная функцияцены.
Стимулирующеезначение цены заключается в ее способности поощрять тех предпринимателей, которые рационально используют свои производственные возможности для получения лучших конечных результатов. Кроме того, цены стимулируют повышать качество продукции и услуг, расширять и обновлять ассортимент товаров.
Распределительная функция. Цена служит средством перераспределения доходов на основе отклонений цены от реальной стоимости товаров для решения социальных или экономических задач. Это
осуществляется с помощью налогообложения и других мер. Например, для обеспечения доступности ЛС облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 10 %, а не 18 % (до 1.01.2002 года лекарственные средства не облагались НДС). Кроме того, цены способствуют перераспределению капиталов, направляя их в более эффективные и прибыльные отрасли.
Виды цен
В процессе товарного обращения лекарственных средств действуют разные по своему назначению и виду цены, которые взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.
Прежде всего, следует выделить цену производителя,которая, безусловно, оказывает влияние на другие виды цен. Цена производителя равна сумме всех производственных и маркетинговых затрат + ожидаемая прибыль, которая представляет собой количественное превышение цены продажи товара (или услуги) над затратами. Кроме того, в структуру цены включаются налоги, увеличивающие стоимость товаров (НДС, акцизы). По этой цене производитель поставляет товар оптовым поставщикам.
Цена производителя | = | Прпроизводственные и маркетинговые затраты (себестоимость) | + | При- быль | + | НДС |
Оптовая цена(цена, устанавливаемая оптовыми поставщиками, к которым относятся оптовые фармацевтические фирмы, аптечные склады) – это цена, по которой оптовые организации реализуют ЛС розничным аптечным организациям для дальнейшей перепродажи. Цена складывается из закупочной цены у производителя + издержки оптового посредника на хранение, обработку товара и маркетинговые затраты + ожидаемая прибыль.
ООптовая цена | = | Цена производителя без НДС | + | Оптовая надбавка (Расходы оптовой организации + Прибыль) | + | НДС |
I. Розничная цена(формируется в аптеке) – это цена, по которой ЛС продаются населению, ЛПУ поштучно или небольшими партиями. Она состоит из оптовой цены + торговой наценки для покрытия расходов, связанных с реализацией, и получения ожидаемой прибыли.
Рознич-ная цена | = | Оптовая цена без НДС | + | Розничная надбавка (Расходы аптеки + Прибыль) | + | НДС |
Рыночная цена– это цена, по которой продается товар в условиях данного рынка, может иметь дополнительные надбавки или скидки, размер которых во многом определяется ситуацией, складывающейся на рынке, то есть состоянием спроса и предложения.
Различают базисные и контрактные цены.
Базисная ценаустанавливается в результате торгов на торговых биржах и служит основой оптовых и контрактных цен.
Договорная ценаустанавливается в результате переговоров между покупателем и производителем или продавцом товаров, которые будут поставлены в установленный срок, согласно подписанному договору (контракту). Как правило, договорные цены применяются при закупках больших партий товаров.