Кодексы и законы в системе источников земельного права

Закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных, к примеру земельных, отношений. Закон всегда нормативен, в нём всегда содержатся юридические нормы – общие правила поведения, рассчитанные на неопределённое количество случаев применения.

В иерархии нормативных правовых актов в соответствии с Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» более высокую ступень занимают кодексы. Так, Гражданский кодекс регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, включая земельные. В статье 262 этого Кодекса (глава 17 «Вещные права на недвижимое имущество») устанавливается, что земельные участки могут находиться у землепользователей на вещных правах в соответствии с законодательными актами об охране и использовании земель и Гражданским кодексом.

Права на земельные участки, а также ограничения (обременения) прав на них возникают, переходят и прекращаются в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель и гражданским законодательством .

Органическая связь недр с землёй состоит в том, что они являются естественным продолжением земной территории. Будучи частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоёмов, недра служат естественным фундаментом земли. В этой связи Кодекс Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г., наряду с Кодексом о земле, иными актами законодательства, устанавливает порядок взаимоотношений пользователей недр с землевладельцами, землепользователями и собственниками земель, их права и обязанности в пределах предоставленных им земельных участков по осуществлению добычи для своих хозяйственных нужд общераспространённых полезных ископаемых. Кодекс о недрах содержит правовые основы комплексного рационального использования и охраны недр, в том числе земельных участков, выделяемых для осуществления добычи полезных ископаемых, обеспечивает защиту интересов государства и граждан, а также прав пользователей недр. Среди основных требований по рациональному использованию и охране недр Кодекс устанавливает приведение использованных участков недр в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а также возможность использования отработанного участка недр для других хозяйственных целей. В соответствии со статьёй 16 Кодекса о недрах пользователи недр обязаны приводить земельные участки и другие природные объекты, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. Кроме того, Кодекс гарантирует землевладельцам, землепользователям и собственникам земельных участков возмещение вреда недропользователями, возникшего в результате пользования недрами.

К числу кодифицированных актов, в той или иной степени регулирующих земельные отношения, относится Водный кодекс Республики Беларусь, в котором устанавливается порядок производства работ в водоохранных зонах, прибрежных полосах и зонах санитарной охраны, определяются обязанности водопользователей в части соблюдения установленного режима содержания зон и округов санитарной охраны, источников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов (статьи 18, 32).

Лесной кодекс Республики Беларусь, устанавливая правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, рассматривает регулирование лесных отношений с учётом представлений о лесе как о совокупности древесно-кустарниковой растительности (насаждений), земли, животного мира и других компонентов окружающей среды. Согласно статье 2 Лесного кодекса, отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются земельным законодательством Республики Беларусь. Вместе с тем в нём содержатся нормы, непосредственно устанавливающие состав земель лесного фонда (статья 6), основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства, предусматривающие рациональное использование земель лесного фонда (статья 20), определяющие обязанность юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, обеспечивать использование по целевому назначению земель лесного фонда, проводить работу по повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других негативных процессов (статья 23).

Правовые нормы, направленные на урегулирование земельных отношений, установление ответственности за нарушение земельного законодательства, содержатся в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе.

К нормативным правовым актам, регулирующим земельные отношения, относятся Налоговый кодекс (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г., а также законы: от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды»; от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях»; от 18 февраля 1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и др.

В Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь регламентируются отношения по установлению, взиманию и использованию земельного налога, определяется перечень плательщиков налога, объекты налогообложения, ставки земельного налога на различные категории земель, а также льготы по данному виду налога. Главной целью платы за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории.

В Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанавливается, что рациональное использование природных ресурсов, в том числе земли, обеспечение экологической безопасности человека являются неотъемлемыми условиями устойчивого экономического и социального развития государства. Закон призван обеспечить правовые основы такого пути развития Республики Беларусь, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую среду, определяет правовые и экономические основы охраны окружающей среды в интересах настоящих и будущих поколений людей, а также принципы охраны окружающей среды и её объекты.

Законом Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» данные территории определяются как участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Основной целью объявления территорий особо охраняемыми природными территориями является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.

Правовое положение, условия создания, деятельности, реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, права и обязанности его членов определяет Закон Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В совокупности с установлениями Конституции Республики Беларусь, Кодекса о земле указанные нормативные правовые акты составляют нормативный фундамент и каркас земельного права, его основную часть на общегосударственном уровне.

Наши рекомендации