Классификация больших пространств

На основе вышеизложенного подхода можно предложить следующую системную классификацию больших многомерных пространств:

  • Центрированные (имперские) на основе идеократии (идеи-силы).
  • Центрированные на основе теократии, веры в Бога. Когда сохраняется вера (центр в душе), государство может успешно трансформироваться в результате геополитического распада. В бездуховном пространстве, пронизанном радиацией воинствующего атеизма, более вероятен переход к хаосу.
  • Эксцентрированные, открытые к внешнему миру. Древняя Греция (центр везде, периферия — нигде). Природная структура Мирового океана.
  • Расколотые (разорванные) пространства. Например, когда элита ориентируется на западные ценности, а народ сохраняет устоявшийся культурно-генетический код.
  • Периферийные (разбегающиеся) пространства. Отсутствие веры (центра в душе). Большие экономические пустыни.
  • Рубежные пространства с неустойчивым культурно-генетическим кодом, в том числе трансформирующиеся, взрывающиеся, деградирующие и наступающие пространства.
  • Поглощенные пространства.


Большие многомерные пространства мировых цивилизаций характеризуются устойчивыми культурно-генетическими кодами и архетипами, доминирующей ролью менталитета и нравственных ценностей в противостоянии внешним Вызовам. Для того, чтобы исследовать многомерность требуется выделить функциональные типы Больших пространств, часть которых нашла отражение в геополитических концепциях:

  • Большие пространства «от моря до моря» (Семенов-Тян-Шанский) преодолевают ограниченность традиционного геополитического подхода к противостоянию Моря и Континента. Эффективность этой модели особенно наглядно демонстрируют Соединенные Штаты Америки, создавшие два полюса экономического и технологического развития на атлантическом и тихоокеансокм побережьях. Российская/Советская империя не смогла создать эффективное геоэкономическое пространство «от моря до моря».
  • Большие пространства между мировыми цивилизациями, как свидетельствует история, рождались в результате политической воли великих полководцев. Эти большие пространства выполняли роль преференциальных трансконтинентальных коридоров для товаров, идей и информации. Например, Великий шелковый путь и Великая Евразийская степь между мировыми цивилизациями.
  • «Экономическая автаркия больших пространств» Фридриха Листа включает несколько государств, объеденных общей протекционистской политикой в отношении отечественного производителя и таможенным союзом. Трансформация национального хозяйства в мировой рынок наиболее эффективна через промежуточный этап (таможенный союз).
  • Большое Пространство Карла Шмитта объединяет несколько держав в единый стратегический блок. Это упорядоченное пространство (Номос) является прообразом многомерного коммуникационного пространства, однако лишенного представлений о созидательной рубежной энергетике. В основу Большого пространства положен принцип имперской интеграции на основе идеи-силы. В современных международных отношениях идяя Шмитта прослеживается в тенденции создании государств-цивилизаций с доминирующей либерально-демократической или конфуцианской идеей (Американская цивилизация, Объединенная Европа, Большой Китай).
  • «Общий рынок» — единое экономическое пространство нескольких государств со свободным без ограничений перемещением товаров между странами-участниками объединения. Эту модель большого пространства демонстрирует Европейский Союз.
  • «Большие пространства» этнического предпринимательства становятся сопоставимыми по своему воздействию на мировой рынок с национальными экономиками. Формируются глобальные этнические торговые системы. Большой Китай, включающий диаспору, под девизом «Китайцы всех стран, соединяйтесь!» превращается в одного из крупнейших игрока на мировом рынке.
  • «Большие пространства» криминальной экономики (торговля наркотиками, крадеными автомобилями, древними ценностями и живым товаром). Здесь роль транскорпорационных отношений выполняем международная мафия, среди которой выделяются китайские триады.
  • Большие конфессиональные пространства мировых религий.
  • Большие демографические пространства с огромным внутренним рынком. К ним относятся самодостаточные Китай и Индия. Если эти государства станут мировыми державами, придется пересмотреть многие теории международного разделения труда.
  • Большое пространство американской массовой культуры оказывает большое влияние на мировой социум. Массовая культура не требует определенного образовательного уровня и рассчитана в основном на зрительное и слуховое восприятие путем воздействия на подсознание человека. Это все больше отделяет эмоциональное восприятие от морального и информационного и в конце концов представляет угрозу для культурно-генетического кода других цивилизаций.


В отличие от «Больших пространств» традиционной и новой геополитики (военно-политического и экономического), теория БМП акцентирует внимание на цивилизационное или «имперское» идеократическое пространство с селективной открытостью к внешнему миру. Теория БМП способствует преодолению географического и экономического детерминизма традиционной и новой геополитики за счет набора базисных факторов, создающих рубежную энергетику эффективного геопространства.

Наши рекомендации