Понятие, формы и принципы правотворчества, его стадии
В правовых системах статутного права (романо-германская правовая семья) право выражается в системе действующего законодательства и формируется непосредственно в процессе специальной (правотворческой) деятельности компетентных государственных органов.
Правотворчество - деятельность компетентных государственных органов по принятию, изменению или отмене нормативных правовых актов. Правотворчество характеризуется следующими основными чертами.
· Оно завершает процесс правообразования, когда нормам права придается общеобязательный характер, они находят внешнее выражение в специальных правовых актах.
· Эта деятельность носит активный, творческий характер, конечный итог которой - издание акта-документа, содержащего нормы права.
· Правотворческая деятельность отличается государственно-властным характером. Субъектами такой деятельности являются компетентные органы, должностные лица, наделенные властными полномочиями по принятию общеобязательных нормативных предписаний, обеспеченные возможностью применения мер государственного принуждения в случаях их нарушения.
Принципы правотворчества - основополагающие идеи, начала, которые положены в основу правотворческой деятельности, пронизывают все ее содержание и обеспечивают эффективность правового регулирования. К ним относятся:
· демократизм - выявление и выражение в нормах права воли и интересов народа, принятие законов высшими представительными органами;
· научный характер - обоснованность нормативно-правовых актов данными науки, прогноз эффективности и последствий действия принятых актов;
· законность - строгое соблюдение процедуры принятия нормативных актов в соответствии с властными полномочиями правотворческих органов;
· верховенство и прямое действие закона, иерархическая связь между законами и подзаконными нормативными актами;
· профессионализм - юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии нормативно-правовых актов;
· реальная применимость (исполнимость) - наличие в самом нормативном акте юридических механизмов его реализации, учет финансовых кадровых, организационных условий, наличие которых позволит акту реально действовать.
Правотворчество по своей основе является деятельностью компетентных государственных органов, всегда связано с определенными их действиями. Но роль государственных органов в правотворческой деятельности может быть неодинаковой. С этой точки зрения различаются следующие формы правотворчества.
· Непосредственная правотворческая деятельность государственных органов. Здесь весь правотворческий процесс осуществляется компетентными органами, учреждениями, организациями от имени государства, и нормативные юридические акты непосредственно исходят от государства.
· Деятельность государственных органов по санкционированию норм, исходящих от общественных объединений. Здесь нормы формируются и издаются общественными объединениями, непосредственно исходят от этих объединений, а государство придает им юридическую силу. При этом различаются два вида санкционирования: предварительное - государство заранее передает общественному объединению полномочие на издание нормативного акта; последующее - нормативному акту придается общеобязательная юридическая сила после его принятия.
· Непосредственное правотворчество народа, которое выражается в принятии законов путем всенародного голосования (референдума).
Правотворческая деятельность это сложный и длительный процесс. Он имеет ряд стадий, которые могут быть подразделены на два этапа.
Первый этап – подготовка проекта нормативного акта.
Стадии подготовки проекта нормативного акта:
§ принятие решения о подготовке проекта нормативного акта (правотворческий почин);
§ подготовка проекта нормативного акта;
§ его предварительное обсуждение;
§ согласование;
§ предварительное одобрение.
Второй этап – стадии принятия нормативного акта и введение его в действие:
§ внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;
§ обсуждение проекта в правотворческом органе;
§ принятие решения по проекту;
§ официальное оглашение;
§ опубликование и введение в действие нормативного акта.
Стадии первого этапа характеризуют деятельность различных органов, организаций, которым поручена подготовка проекта нормативного акта.
На втором этапе правотворческого процесса его стадии характеризуют деятельность непосредственно правотворческого органа.
При этом все названные стадии правотворчества характеризуют официальный правотворческий процесс, который связан исключительно с официальной правотворческой инициативой. Последняя представляет собой право компетентного органа решать вопрос о необходимости подготовки проекта нормативного акта и вносить его на рассмотрение правотворческого органа, который обязан принять предоставленный проект на рассмотрение. Официальная правотворческая инициатива охватывает первые стадии, как подготовки проекта, так и издания нормативного акта. Реализация этого права придает правотворческой деятельности официальный, юридически значимый характер.