Духовная жизнь общества 20 страница

3) компетентные игроки — хорошо разбираются в политике, но ищут в ней преимущественно отрица­тельные стороны, являясь оппозиционерами по при­званию;

4) пассивные граждане — наиболее распростра­ненный тип. Они осведомлены о политической жиз­ни в самых общих чертах, но относятся к политике равнодушно, крайне нерегулярно принимая участие в политических акциях;

5) аполитичные (отчужденные) граждане — сознательно не приемлют политическую деятельность и стараются отгородиться от политики, считая ее делом грязным и безнравственным.

Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типыучастия личности в поли­тике: полностью бессознательное (например, поведе­ние человека в толпе), полусознательное (политиче­ский конформизм — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей со­циальной среды, даже в случаях расхождения с ней во мнениях) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей способность изменить свою роль и положение).

На политическое поведение личности влияют био­логические (возраст, пол, здоровье), психологиче­ские (темперамент, воля, тип мышления), социаль­ные (материальное положение, происхождение, вос­питание, социальный и профессиональный статус) факторы. Венчает систему факторов политического поведения мировоззрение человека.

Раздел VIII

ПРАВО

Примерные вопросы

1. Право в системе социальных норм.

2. Система права.

3. Источники (формы) права.

4. Правотворчество.

5. Правоотношения.

6. Правосознание и правовая культура.

7. Правонарушения.

8. Юридическая ответственность и ее виды.

9. Права и свободы человека.

10. Конституция в иерархии нормативных актов.

11. Основы конституционного строя РФ. 12. Гражданин и государство.

13. Президент Российской Федерации, его конститу­ционно-правовой статус и полномочия.

14. Федеральное Собрание Российской Федера­ции.

15. Правительство Российской Федерации.

16. Судебная система Российской Федерации.

17. Российская Федерация и ее субъекты.

18. Административное право.

19. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. 20. Время труда и время отдыха.

21. Оплата труда.

22. Уголовные правоотношения. Уголовное право.

23. Преступление.

24. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

25. Уголовная ответственность. Система и виды нака­заний.

26. Уголовная ответственность за некоторые виды преступлений.

27. Обязательства в гражданском праве.

  1. Право в системе социальных норм

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объ­единениями конфликтов является нормативное регу­лирование, т. е. регулирование поведения индиви­дуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными — естественными, технически­ми, социальными. Действия, поступки людей и соци­альных групп, являющихся субъектами обществен­ных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и яв­ляющиеся результатом сознательной деятельнос­ти людей.

Существуют различные классификации социаль­ных норм. Наиболее важной является разделение со­циальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Все социальные нормы представляют собой правила по­ведения общего характера, т. е. рассчитаны на мно­гократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых

в современном обществе регулируются наиболее зна­чимые общественные отношения — экономические, политические, социально-культурные и др. В отли­чие от иных видов социальных норм нормы права но­сят общеобязательный характер, формально опреде­лены, устанавливаются государством и подкрепля­ются его принудительной силой.

Право находится в тесной взаимосвязи с государ­ством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате де­ятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Госу­дарство гарантирует также реализацию права, охра­няет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственно­го аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев го­сударственного механизма. Законы устанавлива­ют юридическую основу взаимоотношений государ­ства и граждан, исключая произвол.

Право появляется вместе с государством. В перво­бытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязатель­ность которых обеспечивала система религиозных за­претов — табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания но­вой организации общественного управления - госу­дарства - и появления нового вида социальных регуляторов — права.

Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязатель­ных для всех правил поведения и обеспечение их ре­ализации. Суды сыграли важную роль в создании пра­вовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно-организо­ванного общества и создавая юридические прецеден­ты. В-третьих, государство само «творило» право пу­тем издания специальных нормативных актов.

В политической и юридической науке нет единст­ва в понимании сущности права. В соответствии с нормативистским подходом (безоговорочно приня­тым советской юриспруденцией) право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) пове­дения, установленных или санкционированных госу­дарством и обеспеченных его принудительной силой. Этот подход подчеркивает зависимость права от госу­дарственной воли. Социологическая школа рассмат­ривает право как деятельность физических и юриди­ческих лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия. Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд ученых рассматрива­ет право как содержащуюся в общественном созна­нии систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запре­тах, условиях их возникновения и реализации.

Право носит оценочный характер, являясь норма­тивно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает зако­ны, в которых отражаются общественные представ­ления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Право характеризуется следующими признаками: а) нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадаю­щих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

б) общеобязательностью — правовые нормы регу­лируют поведение всех членов общества и обязатель­ны для исполнения любыми лицами и организация­ми независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений;

в) формальной определенностью — правовые нор­мы выражены в словесно-письменной форме и за­креплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью опре­деленности и ясности;

г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вы­текают друг из друга, образуя целостную систему за­конодательства;

д) гарантированностью государством — реализа­ция правовых норм обеспечена в необходимых случа­ях принудительной силой государства;

е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соот­ветствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способ­ности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию об­щественных отношений;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе проти­воречия и конфликты;

г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании пред­ставления о необходимых и желательных правилах поведения;

д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в ка­честве критерия правомерного и неправомерного по­ведения людей и их коллективов, является основани­ем применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нор­мальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и сво­боды личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Право выступает своеобразной мерой свободы че­ловека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый уча­стник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведе­ния. В этом проявляется его относительная независи­мость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежела­тельного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

  1. Система права

Система права — это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованнос­ти составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В сис­теме права можно выделить три уровня: первый (низ­ший) уровень составляют нормы права, второй — правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) — отрасли права.

Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регули-

рующих относительно самостоятельную сферу од­нородных общественных отношений. В основе деле­ния права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом пра­вового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые ре­гулирует определенная отрасль права. Методом пра­вового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Современная система российского права включа­ет в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:

а) конституционное (государственное) право — со­вокупность правовых норм, закрепляющих основы об­щественного и государственного строя, правовое поло­жение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, националь­но-государственное устройство страны и т. д.;

б) административное право — совокупность право­вых норм, регулирующих управленческие отноше­ния, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;

в) гражданское право — отрасль права, регули­рующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;

г) семейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отноше­ния в сфере брачно-семейных отношений;

д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжитель­ность рабочего времени и времени отдыха, вопросы

охраны труда и т. п.;

е) финансовое право - отрасль права, регулирую­щая отношения, которые возникают в процессе фи­нансовой и бюджетной деятельности государства, де­ятельности банков и других финансовых учреждений;

ж) уголовное право — совокупность юридических норм, установленных высшими органами государ­ственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие на­казания за их совершение могут быть назначены;

з) земельное право — отрасль права, регулирую­щая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдает­ся бурное формирование и развитие основ новых от­раслей: экологического права, торгового права, бан­ковского права, предпринимательского права и др.

Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственны­ми органами и должностными лицами норм матери­ального права, являются:

а) гражданско-процессуальное право — совокуп­ность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансо-вых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;

б) уголовно-процессуальное право — совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследова­нию и рассмотрению уголовных дел.

Особой отраслью права является международное право,которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокуп­ность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права.Институт права — это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общест­венных отношений. В отличие от отрасли права пра­вовой институт объединяет нормы, которые регули­руют лишь часть отношений определенного вида. На­пример, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной пла­ты и др.

Подотрасль права — это совокупность родст­венных институтов какой-либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве).

Наряду с распространенным в российской юрис­пруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичноеи право частное:первое регулирова­ло отношения между гражданами и государством, а второе — между частными лицами на основе их вза­имных обязательств. К публичному праву относят го­сударственное, административное, финансовое, уго­ловное право и отрасли процессуального права, к ча­стному праву — гражданское, трудовое, семейное. В идеале частное и публичное право должны совпасть, так как право, охраняя интересы всего общества, учи­тывает и интересы составляющих его индивидов.

Начальный элемент всего правового здания со­ставляют нормы права.Нормы права — это уста­новленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-опре­деленные правила поведения, являющиеся регулято­рами общественных отношений. Нормы права регу­лируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного по-ведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.

Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько подобных классификаций правовых норм.

1. По предмету правового регулирования (в зави­симости от вида регулируемых общественных отно­шений) нормы делятся на конституционно-правовые гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п.

2. По юридической силе все правовые нормы мож­но разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от мес­та, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов.

3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочи-вающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).

4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного дейст­вия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).

5. По кругу субъектов нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъек­тов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).

6. По пределам действия норм в пространстве юри­дические нормы делят на нормы общего действия

(действуют по всей территории, на которую распро­страняется юрисдикция государственного органа, из­давшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной са­мим нормативно-правовым актом).

7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают ни­каких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъ­ектов правоотношений) и диспозитивные (предостав­ляют субъектам правоотношений возможность са­мим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей).

8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют поря­док деятельности компетентных государственных ор­ганов по осуществлению и защите материальных норм).

9. По реализуемым функциям права нормы делят­ся на регулятивные (устанавливают субъективные права и возлагают на субъектов права юридические обязанности) и охранительные (определяют меры го­сударственного принуждения, применяемые к нару­шителям права, а также условия реализации этих

норм).

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой. В классическом ви­де норма права включает в себя гипотезу, диспози-

цию и санкцию.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в кото­рой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой, фактиче­ских обстоятельств. Санкция — это часть право­вой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы. Санкция свидетельст­вует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Структуру нормы права можно выразить логической формулой: «Если (гипотеза) ..., то (диспозиция) ..., иначе (санкция) ...».

  1. Источники (формы) права

Тесная связь государства и права отражена в поня­тии источники (формы) права. Источники (формы) права — это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания об­щим правилам поведения общеобязательного, юри­дического значения.

Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых обыч­но выделяют правовой обычай, судебный прецедент, судебную практику, нормативный договор, право­вую доктрину и нормативно-правовой акт. Для каж­дой правовой системы характерна своя ведущая фор­ма права. Так, в странах англосаксонской правовой системы эту роль играет судебный прецедент, для континентальной системы важнейшим источником права является нормативно-правовой акт, в форми­ровании права большинства стран Африки и Азии, сохраняющих основы традиционного общества, главным источником права служит правовой обычаи. Правовые обычаи — это устойчивые, сложив­шиеся в результате многократного их применения правила общественного поведения людей, которые санкционированы государством и соблюдение кото­рых гарантируется государственным принуждени­ем. Государство санкционирует только те обычаи, ко-

торые отвечают его интересам. Обычное право играло огромную роль на ранних этапах правового разви­тия, регулируя прежде всего семейно-брачные, позе­мельные, имущественные отношения.

Судебный (административный) прецедент — это придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое прини­мается за правило при разрешении других анало­гичных дел. Законы и иные нормативно-правовые ак­ты регулируют общественные отношения в обобщен­ной, абстрактной форме. Но жизнь всегда богаче, сложнее любых формальных установлений. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения данного дела. Отказаться от рас­смотрения спора на этом основании суд не может, по­этому у него остаются два варианта действий: либо, исходя из общих принципов той или иной правовой системы, установить новую норму, либо так истолко­вать сходную действующую норму, чтобы распро­странить ее на рассматриваемый случай и положить в основу своего решения. Так создаются новые нор­мы, которые применяются в практике другими суда­ми, получая обязательную силу и становясь судеб­ным прецедентом.

Под судебной практикой понимают такую де­ятельность судебных органов, в результате кото­рой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения. Судебная прак­тика как система результатов, итогов судебной де­ятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях высших судов.

Нормативные договоры — это соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. В норматив­ных договорах выражается согласованная воля не­скольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (вну­тригосударственные договоры).

Сложность права, высокая степень обобщения и абстрактность его норм требуют частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных аспек­тов права участникам правоотношений и юридиче­ских процедур. Уже в Древнем Риме формулы и суж­дения известных юристов по поводу спорных или не­ясных проблем права включались в различные сборники законов и даже были составной частью нор­мативно-правовых актов. Правовая доктрина как ис­точник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров.

Важнейшим источником права в большинстве стран мира (в том числе и в России) является норма­тивно-правовой акт (НПА). Нормативно-правовой акт — это изданный или санкционированный компе­тентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером и имеющий официально-документальную форму, со­держащий обязательные правила поведения и га­рантированный принудительной силой государства. Нормативно-правовой акт является разновидностью правового акта, под которым понимается документ, принятый государственным органом или должност­ным лицом и направленный на установление, изме­нение или отмену правовой нормы или ее реализа­цию. К правовым актам относят и индивидуально-правовые. Индивидуально-правовые акты (их назы­вают правоприменительными) направлены на реали­зацию правовых норм, содержат индивидуальные предписания и рассчитаны на однократное действие. Поэтому, являясь правовыми, но не устанавливая норм права, эти акты не могут быть отнесены к нор­мативным. Примером таких актов могут являться приговоры суда по конкретным делам, приказы ру­ководителей организаций о вынесении дисциплинар­ных взысканий и т. п.

Нормативно-правовой акт отличается рядом при­знаков:

1) содержит в себе общеобязательные правила по­ведения (нормы права) и поэтому адресуется неперсо-нифицированным субъектам, действует непрерывно, рассчитан на многократное действие и регулирует наиболее типичные социальные ситуации;

2) носит властный, обязательный характер и обес­печивается (в случае невыполнения) мерами государ­ственного принуждения;

3) содержит определенные, четко и ясно сформу­лированные предписания, условия их реализации и защиты;

4) издается только компетентными органами. За­конодательство строго определяет субъектов право­творчества, которым разрешает издавать правовые акты лишь по вопросам, отнесенным к их ведению;

5) принимается с соблюдением строго определен­ных процедурных требований, в установленном зако­ном порядке;

6) имеет официально-документальную форму, ко­торая подразумевает наличие точного названия, опре­деленной (как правило, унифицированной) структуры (деление на разделы, главы, статьи, пункты), содер­жания, способов и стиля изложения, символов и рек­визитов (даты, подписи, печати и т. д.);

7) обладает определенной юридической силой, под которой понимается степень подчиненности данного нормативно-правового акта актам вышестоящих ор-ганов. Юридическая сила нормативно-правового ак-та зависит от того, какой орган издал этот акт, какое место занимает этот орган в системе правотворческих государственных органов.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную во­лю по ключевым вопросам общественной жизни. Признаками закона являются:

1. Закон может быть принят лишь органом зако­нодательной власти (монархом или парламентом) или всеми гражданами на референдуме.

2. Закон обладает высшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов государства. Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда им не противоречить. В случае коллизии норм различных по юридической силе актов действует норма закона. Законы не подле­жат утверждению со стороны какого-либо органа. Никто не вправе отменить или изменить закон, кро­ме органа, его издавшего.

3. Порядок разработки, принятия и вступления закона в силу определяется, как правило, конститу­цией государства.

4. Законы регулируют наиболее важные общест­венные отношения.

Законы могут быть основными (конституции фе­дерации и ее субъектов, федеральные конституцион­ные законы в Российской Федерации) и обыкновен­ными (федеральные законы, уставы субъектов феде­рации, законы субъектов федерации).

Особым видом нормативно-правовых актов явля­ются подзаконные акты — правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты об­ладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные поло­жения законов применительно к своеобразию раз­личных ситуаций и индивидуальных интересов.

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется моментом вступления НПА в силу и моментом прекращения действия НПА.

Нормативно-правовой акт вступает в силу либо с момента принятия, либо по истечении установленно­го срока после его принятия или опубликования, ли-

бо с того времени, которое указано в самом НПА или акте о введении его в действие.

В Российской Федерации вступают в силу:

— законы о поправках к Конституции — со дня их опубликования;

— федеральные законы — через 10 дней после их опубликования;

— нормативные акты Президента РФ — по истече­нии 7 дней после опубликования;

— акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнитель­ной власти — через 7 дней после их опубликования;

— иные акты Правительства — со дня их подписа­ния;

— нормативные акты федеральных органов испол­нительной власти — через 10 дней после их опубли­кования.

Действие нормативно-правовых актов прекраща­ется:

а) в результате прямого указания государственно­го органа об отмене НПА (прямая отмена);

б) в связи с изданием нового НПА, заменившего ранее действовавший (косвенная отмена);

в) по истечении срока действия акта (самоотмена) Пределы действия нормативно-правового, акта в

пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать на всей территории государства, на какой-то oпределенной части страны, в отдельных случаях - за пределами государства.

Наши рекомендации