Пункт №1. Семья как малая группа

Семья как основной институт общества выполняет определенные функции, которые можно разделить на специфические и неспецифические.

Специфические функции отражают особенности семьи как социального явления и оста­ются за семьей при любых изменениях в обществе:


  • рождение детей (репродуктивная функция);

  • содержание и первичная социализация детей (экзистенциальная и воспитательная
    функции).


Неспецифические функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, досугом и т.д.

Самым ранним общественным институтом, который появился еще в первобытнооб­щинное время, является семья. ^ Семья представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание. По мере развития общественных отношений се­мья частично передавала некоторые свои функции другим социальным институтам — церкви, органам образования и пр. Но вместе с тем семья остается наиболее важным соци­альным институтом общества и выполняет целый ряд функций:


  • эмоциально-психологическая (эмоциональное общение, формирование чувства защи­
    щенности);

  • социально-воспитательная (образование и воспитание);

  • статусная функция (наделение наследственными статусами — национальность, при­
    надлежность к городскому или сельскому населению, религия и пр.) и т.д.

  • репродуктивная;

  • хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов семьи, уход за деть­
    ми);

  • экономическая (экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
    членов семьи, накопление собственности и передача ее по наследству);

  • досуговая и др.

Пункт №2. Сравните две позиции, два приоритета в экономической политике государства:
1) максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования экономиче­
ских отношений, уменьшение числа его функций, полная свобода рынка и цен; 2)
возрастание роли государства в регулировании экономических и социальных процес­
сов. Какую позицию вы бы поддержали? Можно ли учесть обе позиции и добиться
компромисса? Аргументируйте ваш ответ.

Стихийное рыночное регулирование зародилось в XVI—XVII вв. — прежде всего в Ни­дерландах и Великобритании, а окончательно сложилось в 50-60-е гг. XIX в. в Соединен­ных Штатах Америки и в Западной Европе. Основу экономики в данный период составля­ло крупное машинное производство, общественное разделение труда было на достаточно высоком уровне. В результате основным регулятором сложившейся в указанный период системы рыночных отношений стала рыночная цена товара.

Однако мнению о преимуществах минимального вмешательства государства в эконо­мику противоречили регулярно повторявшиеся периоды спада производства, понижения спроса на товары, длительной массовой безработицы и другие отрицательные факторы. Особо разрушительным оказался экономический кризис 1929—1933 г. в странах Запада, ко­гда товары, не нашедшие спроса, уничтожались, а проблема голода среди большей части населения не была решена.

Хотя рыночная экономика является эффективной системой, в то же время рынок не может регулировать все. Внутри самой рыночной системы существуют определенные не­гативные факторы. В частности, каждый предприниматель хочет избавиться от строгих ог­раничений, которые возникают в связи с конкуренцией. В результате нередко происходят тайные сговоры производителей (например, относительно цен на нефтепродукты). Кроме того, научно-технический прогресс в большинстве отраслей производства порождает крупномасштабное производство, более выгодное с точки зрения использования прогрес­сивных технологий. Это ведет к увеличению размера фирм, общему уменьшению их числа, что, в свою очередь, порождает тенденцию к монополизации рынка (то есть действиям (бездействию) предпринимателей, органов исполнительной власти, направленных на огра­ничение и устранение конкуренции, повышение цен).

Стало очевидным, что без повышения экономической роли государства невозможно нор­мальное функционирование рыночной системы. Учитывая это, английский экономист и обще­ственный деятель Дж. М. Кейнс в 1936 г. сделал вывод о том, что свободная рыночная эконо­мика не способна сама по себе, без помощи государства, поддерживать экономическую стабильность и полную занятость. Кейнс объяснял экономические спады и безработицу недос­таточностью совокупного спроса на произведенные товары. Поэтому капиталистическая эко­номика не саморегулируема и не способна к бесконечному процветанию. Экономические ко­лебания связаны не только с внешними факторами, но и с внутренними (отсутствием согласованности в принятии основных экономических решений, устойчивым понижением цен и заработной платы).

Таким образом, необходимо найти золотую середину — вмешательство государства в экономику неизбежно, но необходимо сделать его как можно более эффективным.

Пункт №3.Вы с другом возвращались домой со спектакля, который закончился в одинна­дцать часов вечера. К вам подошел наряд милиции и попросил предъявить докумен­ты, которых у вас не оказалось. Имеют ли право сотрудники милиции задержать вас для установления личности? Что они должны предпринять для этого? Каков может быть срок вашего задержания?

В соответствии со ст. 10 Закона «О милиции» органы внутренних дел обязаны предот­вращать и пресекать преступления и административные правонарушения.

Статья 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) признает ад­министративным правонарушением, если гражданин России проживает по месту житель­ства или по месту пребывания без удостоверения личности гражданина (паспорта), или по недействительному паспорту, либо без регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Поэтому требования наряда милиции предъявить документы вполне обоснованы. Более того, согласно ст. 23.3. и 27.3 КоАП сотрудники милиции были вправе в данной ситуации осуществить административное задержание, которое применяется в исключительных слу­чаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

В силу ст. 5 Закона «О милиции» сотрудники органов внутренних дел в случае задержа­ния несовершеннолетних обязаны сообщить родственникам о задержании, а также админи­страции по мету работы или учебы.

Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три ча­са (ст. 27.5 КоАП). Кроме того, в силу ст. 27.6 КОАП несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержаться отдельно от взрослых лиц.

БИЛЕТ № 18

Наши рекомендации