Разработка практических рекомендаций по развитию ГЧП в целях повышения обеспеченности населения услугами

Законодательной базой для разработки документов о ГЧП в социальной сфере является Закон «О концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития В России» от 05.04.1996 года №11/96-03. Закон предусматривает разработку и принятие трех типов документов:

1. Прогноз социально-экономического развития РФ, который содержит в себе оценку вероятного состояния социально-экономической ситуации в России в определенном горизонте планирования.

2. Концепция социально-экономического развития должна содержать комплексную систему представлений о стратегии развития регионов на 10 лет с указанием основных целей, приоритетов социально-экономической политики и средств реализации указанных задач, разработанный на основе прогноза социально-экономического развития России на долгосрочный период.

3. Государственная программа социально-экономического развития - согласованный по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

Отсутствие комплексных нормативных правовых актов, системно регулирующих все основные аспекты отношений, деятельности и распределения ролей, существенных для широкого устойчивого развития государственно-частного партнерства в РФ, не позволяет органам государственной и частным инвесторам в полной мере реализовать накопленный потенциал государственно-частного партнёрства в интересах дальнейшего экономического роста и основанного на нем социально-экономического развития России.

Формирование структуры органов управления проектами государственно-частного партнерства должно учитывать не только специфику проектов в социальной сфере, но и ориентироваться на принципы проектного менеджмента. Поэтому планирование деятельности упомянутой структуры должно включать необходимое методическое обеспечение. Подчеркнем, что в настоящее время нормативно-методическое обеспечение работ в сфере ГЧП практически отсутствует. При решении данного вопроса прежде всего следует изучить функции участников в разрезе основных стадий подготовки и реализации проекта государственно-частного партнерства в социальной сфере региона. В связи с этим, представим задачи основных участников проекта ГЧП в социальной сфере региона в общем виде

Работы на первых стадиях проекта государственно-частного партнерства выполняются представителями государственных органов управления или местного самоуправления в целях подготовки базовых условий соглашения или включения проекта в нормативную базу. Как видим из рисунка, данные мероприятия требуют высокой разноплановой подготовки. Специалисты должны прогнозировать будущую экономическую выгоду партнера - субъекта предпринимательской деятельности как с целью его привлечения, так и с целью выявления и минимизации будущих рисков. Кроме того, поскольку проекты ГЧП рассчитаны на долгосрочную перспективу, становится актуальным моделирование и дисконтирование денежных потоков. Однако важнейшей задачей, по нашему мнению, выступает решение вопроса о выявлении объекта для формирования и организации будущего проекта. Основным условием этого следует выбрать социальную безопасность населения в случае привлечение частного управления и капитала. Тесно связаны с этим вопросы тарифного регулирования и выбора режима работы объекта..

Как показала практика, особо важным представляется вопрос о будущей постпроектной работе объекта - обеспечении его ресурсной базы, осуществления функций управляющего. В связи с этим считаем необходимым предложить методические рекомендации по подготовке к организации проекта государственно-частного партнерства в социальной сфере региона. Как видим, работы на предпроектнои стадии и стадии планирования проекта государственно-частного партнерства являются прерогативой государственного управления.

Заключение.

Цель государственно-частного партнерства (ГЧП) - развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг. ГЧП - качественно новый и эффективный способ привлечения инвестиций, поскольку партнерства такого типа могут не только способствовать росту экономики города, но и развивать городскую социально важную инфраструктуру.

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и для России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Суть взаимодействия в рамках ГЧП – в согласовании интересов. Причем очевидно, что если взаимодействие осуществляется, то значит, у государства и бизнеса нашлись общие интересы.

ГЧП не отменяет приватизацию. Безусловно, есть сферы, где частный бизнес может работать без государственного участия. Однако есть традиционные сферы государственной ответственности: оборона, социальная сфера, инфраструктура. С чисто рыночной позиции они непривлекательны и могут исчезнуть, если их активы передать в частные руки. К тому же государство не может полностью передать их в собственность.

Наши рекомендации