Зарубежное патентование
1.Определение целесообразности зарубежного патентования
Зарубежное патентование объектов промышленной собственности за рубежом необходимо для обеспечения экспорта товаров, а также продажи лицензий. При этом необходимо оценить целесообразность получения патента, учитывая, что процедура патентования сама по себе достаточно трудоемкая и дорогостоящая.
Правовая охрана изобретений (полезных моделей) обеспечивает иностранному патентообладателю занятие устойчивых позиций на рынках стран патентования, т. к. наличие патента служит гарантией того, что конкуренты не могут проникнуть в занятую патентообладателем нишу на рынке.
2. Выбор процедуры патентования
Процедура патентования представляет собой установленный нормативными документами страны определенный порядок подачи в патентное ведомство заявки на получение патента, исследование заявляемого объекта на соответствие условиям патентоспособности, выдачи патента и подержание его в действии.
В настоящее время в международной практике сложились следующие виды процедур патентования изобретений в зарубежных странах:
- традиционная (национальная) – подача заявки непосредственно в патентное ведомство страны патентования;
- в соответствии с Договором о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty – PCT);
- по программе Patent Prosecution Highway (Программа PPH);
- в соответствии с Европейской патентной конвенцией (ЕПК);
- в соответствии с Евразийской патентной конвенцией (ЕАПК);
- в соответствии с Соглашением о создании Африканской организации интеллектуальной собственности (Organization Africane pour la propriete industrielle – OAPI).
Все участники ЕПК и ЕАПК являются участниками РСТ, поэтому европейский и евразийский патенты для любого государства-участника могут испрашиваться через процедуру РСТ.
Если количество стран патентования равно трем и более, и эти страны являются участниками Договора РСТ и/или ЕПК, OAPI, целесообразно воспользоваться процедурами в соответствии с указанными международными и/или региональными соглашениями.
2.1. Традиционная (национальная) процедура патентования
Эту процедуру используют, если на момент подачи заявки точно определены перспективы реализации изобретения в зарубежных странах, если количество этих стран небольшое (три страны) и требуется быстро получить охрану за рубежом.
Следует отметить, что традиционная процедура обладает рядом недостатков.
Так, например, материалы заявок, описание и формула изобретения для подачи в патентное ведомство разных стран должны быть составлены по правилам этих стран и переведены на языки стран патентования. Кроме того, уже на начальном этапе необходимо оплачивать услуги патентного поверенного в каждой стране патентования.
В настоящее время для обеспечения максимально быстрого и минимально затратного зарубежного патентования выгодно использовать процедуры РСТ и PPH.
2.2. Процедура патентования в соответствии с Договором о патентной кооперации РСТ
Договор о патентной кооперации РСТ был подписан на Дипломатической конференции в Вашингтоне 19 июня 1970 г. и вступил в силу 1 июня 1978 г.
Участниками его в настоящее время являются более 133 государств.
Подача международной заявки имеет то же значение, что и подача национальных заявок во всех странах, участвующих в Договоре на дату международной заявки.
При патентовании по процедуре РСТ заявитель может использовать руководство для заявителя Applicant s Guide, в котором содержится вся необходимая информация.
Международная заявка составляется по единому образцу и должна отвечать единым требованиям. Национальное законодательство не может предъявить дополнительных требований к заявке.
2.2.1. Преимущества процедуры патентования в соответствии с Договором о патентной кооперации РСТ
Процедура патентования по системе РСТ имеет целый ряд преимуществ, как для патентных ведомств, так и для заявителей. Разделение труда по подбору и обработке документации между международными поисковыми органами, органами международной предварительной экспертизы и получающим ведомством облегчает и ускоряет проведение одной из самых трудоемких работ патентного ведомства – проверки заявок как по формальным требованиям, так и по существу.
Заявитель, в свою очередь, освобождается от лишних расходов на подготовку заявок на одно и то же изобретение в разные патентные ведомства, так как по системе РСТ он имеет право подать одну заявку с истребованием по ней патента во всех или нескольких странах – участницах Договора. Ему также предоставляется больше времени для выяснения вопроса о возможности и необходимости получения патента на данное изобретение. Накопленный опыт показал, что значительное число зарубежных заявок утрачивает свое значение в течение 20 - 30 месяцев с даты подачи.
Поскольку сроки уплаты пошлин по заявке наступают по истечении 21 и 31 месяца с даты приоритета, то в случае утраты интереса к изобретению, отозвав заявку до вступления ее в национальную фазу, можно сэкономить денежные средства, избежав уплаты национальных пошлин. Кроме того, экспертиза заявки на международном уровне позволяет получать более надежные патенты.
Требование на проведение международной экспертизы подается в орган Международной предварительной экспертизы.
2.2.2. Процедура ЕПК/РСТ, или Евро-РСТ
Все участники Европейской патентной конвенции являются участниками РСТ, поэтому европейский патент для любого государства-участника может испрашиваться через процедуру РСТ. При этом получает отсрочку не национальная, а региональная процедура.
Возможно и использование системы распространения действия европейского патента при указании в международной заявке как европейского патента, так и государства, на которое распространено его действие.
2.2.3. Процедура подачи и рассмотрения заявки в соответствии с Договором о патентной кооперации РСТ
Процедура подачи и рассмотрения заявки по системе РСТ делится на два этапа – международную и национальную фазы.
Международная фаза включает в себя подачу международной заявки, проведение поиска (первая фаза РСТ), публикацию заявки с отчетом о поиске через 18 месяцев и международной предварительной экспертизы (вторая фаза РСТ).
Все действия осуществляются в соответствии с единым руководством по проведению международного поиска и международной предварительной экспертизы.