Социологическая юриспруденция

Представителисоциологической юриспруденции исходят из того, что государство-законодатель не создает, а лишь фиксирует право, сложившееся в самом обществе. Здесь существует целый ряд теорий.

Согласно социологической концепции право основывается на совокупности социальных фактов и феноменов, которые возникают и развиваются в определенную эпоху. Оно отражает социальные потребности, социальные функции, вытекает из борьбы интересов, и в этой связи оно является отпечатком самой социальной жизни. В этой концепции именно социальные потребности в том виде, как их ощущает один и тот же народ, наделяют право его обоснованностью и авторитетом. Сторонники социологической теории О. Эрлих, С. А. Муромцев, Р. Паунд, Дж. Фрэнк, Р. Иеринг и др. разделяют право и закон. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности.

Заслуживает внимание в этой теории:

- ориентация на практическую реализацию права;

- приоритет общественных отношений перед правовой формой.

Слабые стороны:

- сама по себе реализация может быть как правовой, так и противправной;

- теряются четкие критерии правомерного и неправомерного;

- возрастает опасность произвола должностных лиц.

Представители исторической школы права Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта. Согласно концепции исторического реализма право – это историческое явление, которое основывается на глубокой сущности государственно-организованного общества в том виде, в каком оно постепенно сформировалась в ходе истории этого общества. Именно все прошлое конкретного общества в целом создает право этого общества. Таким образом, право не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно, получает свой авторитет из многовековых обычаев, возникших в коллективе в соответствии с природой и характером входящего в него населения. Право – это историческая характеристика политического общества, такая же, как и язык, нравы или политический режим. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации.[120]

В данной теории заслуживает внимания следующее:

- акцент делается на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

- подчеркивается естественность развития права, что должен также учитывать законодатель;

- подчеркиваются достоинства правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных норм поведения.

Слабые стороны:

- возникновение данной теории явилось реакцией на естественно правовую доктрину. Это рецидив феодального сознания;

- преувеличение роли правовых обычаев в ущерб законодательству.

Психологическая концепция права – право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, возложенных на другого человека. Наиболее известные представители данного направления: Э. Бирлинг, Л. Кнапп, Г. Тард, Л. И. Петражицкий, А. Росс. Сторонники психологической теории различают официальное и неофициальное право. Официальное – установленное государством, неофициальное – психические переживания людей. Правовые нормы должны создаваться главным образом в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Не объективное право и позитивные нормы являются главными в содержании права, а переживания и нормы интуитивного происхождения.

Заслуживает внимания в данной концепции:

- учет психологических процессов, которые так же реальны,
как и экономические, политические и пр. Законодатель должен учитывать положения социальной психологии и психологическую структуру личности;

- подчеркивается большая роль правосознания в правовом регулировании.

Слабые стороны:

- односторонность оценки природы права без учета экономических, политических и других факторов;

- отсутствие четкого критерия правомерного и неправомерного
поведения в связи с игнорированием формально определенного
права.

Марксистская теория представляет право как результат социально-экономической реальности общества. Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение.

В буржуазном обществе право отражает и выражает господство капиталистов, хозяев средств производства в экономике, над пролетариатом, огромной массой рабочих, поставленных в неблагоприятное положение и являющихся источником рабочей силы.

Право, таким образом, становится главным средством эксплуатации трудящихся капиталистами, а также инструментом предупреждения и подавления выступлений, которые может вызвать эта эксплуатация.

В социалистическом обществе, которое незамедлительно последует за присвоением средств производства трудящимися, право выполняет две функции: функцию ликвидации последних капиталистических элементов и последних ростков буржуазного общества, с одной стороны, и функцию организации социалистического общества путем перераспределения доходов и воспитания граждан, с другой стороны.

В коммунистическом обществе, высшей стадии развития общества согласно марксистской теории, все граждане самопроизвольно исполняют свои разнообразные социальные обязанности, и право исчезает ввиду феномена ликвидации государства и любого его аппарата принуждения.

Заслуживает внимания в данной теории:

- показана зависимость права от социально-экономических факторов, влияющих на него;

- обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

- преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим, право ограничено историческими рамками классового общества;

- право слишком жестко связано с экономическими факторами.

Наши рекомендации