Политические мыслители

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354-430) политический мыслитель и политик католической церкви. Его размышления «О граде божьем», и «О граде земном» проникнуты идеей торжества царства божия над светским государством.

АКВИНСКИЙ ФОМА (Аквинат) (1225-1274), политический мыслитель Средневековья, доминиканский монах, стремился приспособить идеи Аристотеля к своим религиозным воззрениям. Сторонник общественного неравенства, оправдывал монархию. Выступал против еретических движений своего времени, поддерживал инквизицию, считал церковь выше государства.

АРИСТОТЕЛЬ (384/383-322/321 до Рождества Христова), политический мыслитель Древней Греции. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Обосновал три правильных и три неправильных формы устройства государства. Дошедшие до нашего времени труды Аристотеля свидетельствуют о глубоких познаниях в области общественного устройства и роли лидеров в государстве. Правильные формы подчинены законам, неправильные игнорируют их. На первое место в государстве ставил человека. Сторонник рабовладельческого строя.

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874-1948) – российский политический мыслитель и философ. Сторонник марксизма, затем отошёл от революционных идеалов большевиков. С 1922 г. в эмиграции, где написал основные свои труды, получившие широкое признание мировой общественности и остававшиеся неизвестными в России вплоть до 80-х годов XX столетия. Сторонник православия, обновления общества.

ВОЛАН АНДРЕЙ (1530-1610), политический мыслитель Беларуси, сторонник кальвинизма, борец против догматов католической веры. Обосновал правовое государство, опираясь на положения Платона, Цицерона, Скорины, Будного. Свободу трактовал как категорию мира, стабильности государства, благополучия граждан. В трактате «О политической, или гражданской свободе» оправдывал социальное неравенство, придерживался теории «естественного права», отстаивал монархию как наиболее справедливый строй.

ВОЛЬТЕР (Франсуа Мари Аруэ), (1694-1778) французский политический мыслитель и плодовитый писатель, творческое наследие которого превышает 50 томов. Сформулированные Вольтером принципы Свободы, Равенства, Братства явились лозунгами Великой французской революции 1789-1794гг. Равенство допускал лишь в частном праве. Противник абсолютизма и одновременно сторонник просвещённого монарха и монархии. Демократию считал «не разведенным вином свободы».

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770-1831), немецкий политический мыслитель, основоположник метода диалектического материализма, основой которого считал противоречия. Гражданское общество в его воззрениях предстает как система политических институтов в государстве, функционирующая вне его вмешательства в интересы граждан.

ГУМПЛОВИЧ ЛЮДВИГ (1838-1909), австрийско-польский политический мыслитель, считавший борьбу рас главной движущей силой истории. Оправдывал войны биологическими законами. Высшая раса у Гумпловича, это господа, низшая – пролетариат. Для подавления низшей расы высшей считал – возможным применить огонь и меч.

ГУСОВСКИЙ МИКОЛА (около 1480-после 1533), белорусский политический мыслитель, сторонник просвещённой монархии и благодетельного правителя. Идеализировал Великого князя Литовского Витовта, противник междуусобиц и войн. В поэтическом произведении «Песнь о зубре» живописует красоту природы родного края, призывает к гармоничным отношениям в обществе, любви к ближнему. Просвещение считал важнейшим фактором благополучия государства и граждан.

ЕФРОСИНЬЯ ПОЛОЦКАЯ, светское имя – Предслава (около 1101-23 или 25.5.1167), политический мыслитель времен Киевской Руси. Просветитель Полоцкого княжества, основала мужской и женский монастыри, построила две церкви, под её руководством действовали иконописная и ювелирная мастерские, библиотека, налажено обучение прихожан грамоте. Из «Жития Ефросинии Полоцкой», составленном неизвестным автором, известно, что игуменья – просветительница являлась праверженицей православия, проводила дидактические проповеди, составляла молитвы. Как игуменья монастыря Святого Спаса занимала видное место и в иерархии светской власти, участвовала в политической жизни, была праверженицей феодального строя, сторонницей просвещённого, гуманного управления государством. Современники отмечали её социальную справедливость, миротворческую деятельность. Причислена к Собору Белорусских Святых (1984).

КАЛИНОВСКИЙ КАСТУСЬ (Константин) (1838-1864), белорусский политический мыслитель, последователь идей революционных демократов Герцена, Огарева, Чернышевского. В 1863 г. возглавил в Беларуси и Литве. Выступал против имущественного неравенства, за установление демократического строя, отмену крепостного права и наделение крестьян землёй. Сторонник всеобщего социального равенства, общества, свободного от эксплуатации. Казнён после подавления восстания.

КАНТ ИММАНУИЛ (1724-1804), немецкий политический мыслитель, обосновавший вслед за Платоном и Цицероном правовое государство и верховенство права в нём. Нравственность считал важнейшим императивом культуры, призывая государство быть воспитателем этих качеств у своих граждан. Требования категорического императива Иммануила Канта сохраняют своё значение и в наше время.

ЛЫЩИНСКИЙ КАЗИМИР (около 1634-1689), белорусский политический мыслитель, обличитель пороков феодального строя и католической церкви. Сторонник сильного и авторитетного государства с просвещённым монархом во главе, поскольку, но его мысли просвещения смягчает нравы, искореняет социальные катаклизмы. Сторонник всеобщего равенства и братства людей, он идеализировал современное ему общество. Обличая пороки католической религии, считал, что религия установлена людьми, а не богом. В своём трактате «О не существовании бога» утверждал, что бога нет ни на земле, ни на небе. Источником существования всего считал природу. Смысл создания религии видел в социальном обслуживании господствующих слоёв общества. Церковников называл ремесленниками пустозвонства. Католицизм не простил мыслителю еретических воззрений и жестоко расправился с ним.

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО (1469-1527), итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения. Автор сочинения «Государь», в котором обосновывает необходимость управления обществом в целях обуздания эгоистических начал граждан. В сочинении содержится целый ряд ценных рекомендаций правителям по руководству государством. Некоторые из них, наиболее однозначные, обозначены термином «макиавеллизм», что означает – «безнравственная политика», использующая ради достижения цели любые средства.

Рекомендации Н. Макиавелли были взяты на вооружение, в частности, Сталиным для завоевания и удержания политической власти.

МАРКС КАРЛ (1818-1883), ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ (1820-1895), немецкие политические мыслители, основоположники учения, выражающего защиту интересов рабочего класса в его борьбе против буржуазии капиталистического общества. Стержнем учения является положение согласно которому произошедшее в ходе развития цивилизации разделения труда привело к образованию частной собственности и возникновению двух противоположных классов – пролетариате, не имеющего собственности, и буржуазии, приобретшей собственность в результате эксплуатации наёмного труженика.

Маркс и Энгельс полагали, что борьба между пролетариатом (рабочим классом) и буржуазией будет успешной при направляющей, организующей роли коммунистической партии. Политика, в их понимании, является организованным насилием одного класса над другим. Основу борьбы классов составляют социально-экономические противоречия. Капитализм, порождающий эти противоречия, является преходящим классом, исчерпывающим свой потенциал, развитие которого приведёт к качественно новым отклонениям: частнособственнические формы будут заменены новыми. Их базис составит общественная форма собственности. Движущим элементом этих противостояний будут революции. Для установления и упрочнения новых политических, производственных и социально-экономических отношений победивший в революции пролетариат устанавливает для построения нового общества свою диктатуру.

Важное место в построении социалистического общества марксисты отводили пролетарскому государству, новым национально-этническим отношениям. Вместе с революционными демократами России преувеличивали готовность России к радикальным общественным преобразованиям, переоценивали роль крестьянской общины как модели переустройства страны на социалистических началах.

МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ ЛУИ (1689-1755), французский политический мыслитель, разработавший вместе с английским политическим мыслителем Джоном Локком (1632-1704) теорию разделения властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы в ходе осуществления власти ни одна из ветвей не могла сконцентрировать в себе все важнейшие функции и полномочия. Понимая свободу в либеральном духе, Монтескье считал необходимым закрепить разделение властей в конституции государства. Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс по праву относятся к просветителям, сторонникам идеи просвещения, много сделавших для утверждения нового буржуазного строя, возрастания роли человека в жизни общества.

МОР ТОМАС (1478-1535), английский политический мыслитель, автор книги «Утопия», положивший начало такому идейно-политическому течению, как «утопизм». Автор моделирует построение идеального, несуществующего общества на вымышленном острове «Утопия», где предполагает осуществить идеи равенства, справедливости, демократизм. Томас Мор и его последователи Т. Кампанелла, Ж. Мелье, Г. Мабли предлагали построить общество, где бы не было частной собственности, где бы жизнь людей регламентировалась, подчинялась унифицированному порядку.

Канцлер короля Генриха VIII , Томас Мор пал жертвой неограниченного абсолютизма, стоически выдержав все испытания, которым был подвергнут перед казнью.

САПЕГА ЛЕВ (1557-1633), белорусский политический мыслитель и государственный деятель. Придерживался прогрессивных идей своего времени, защищая интересы шляхты, боролся за единое, централизованное, правовое государство, где властвуют законы, где государство защищает как верхние, так и нижние слои общества. Редактор инициатор разработки и издания Статута Великого княжества Литовского (1588), в котором утверждался суверенитет государства, гарантировалась экономическая и политическая свободы граждан. Один из организаторов Литовского трибунала. Руководил в начале ХVII в. в польско-литовской интервенции в Россию. Вместе с другими представителями рода стремился создать самостоятельное государство со своей наследственной монархией, отсюда государственное и политическое размежевание с Польшей и Россией.

ФРАНЦИСК СКАРЫНА (Георгий), (около 1490-1541), белорусский политический мыслитель, просветитель, первопечатник. Сторонник просвещения, гуманизма и демократической власти. Поддерживал и развивал, применительно к условиям своего времени, теорию естественного права. Человек в представлении Скарины, высшая ценность. Свободу, патриотизм, считал мыслитель, важнейшими добродетелями. В своих представлениях, комментариях к Священному Писанию пробуждал у людей уважение к закону и знаниям. Законы считал мощным средством государства, его фундаментом. Они призваны служить делу укрепления общества, пользоваться уважение граждан. Скарина - реформатор, сторонник вечного мира среди людей, поборник просвещённой монархии, сильного и авторитетного государства.

СЫМОН БУДНЫ (ок. 1530-1593)- белорусский политический мыслитель эпохи Возрождения. Сторонник просвещённого государства, критик антитринитариев (противников догмата троицы), приверженец мирского государства и правительства, противник войн и социальной несправедливости. Отвергал радикальные предложения гуманистов своего времени о ликвидации государственной власти, правительственных учреждений и суда. Сторонник просвещённой монархии и богоизбрания правителей, защитник бедных и обездоленных. Проповедовал равенство всех перед законом.

ТУРОВСКИЙ КИРИЛА (1113(1120) – 1173 (1190)), белорусский политический мыслитель, писатель, богослов. Епископ, приверженец православия, феодального строя, просвещения и правового государства своего времени. Известен также как светский руководитель епархии и политический деятель, строил храмы, боролся за моральность и частоту человеческих нравов. Разоблачал аморальные поступки церковных деятелей, в частности, ростовского епископа еретика Фёдора. Сохранилось около 70 произведений (молитв, поучений, проповедей, комментариев к Священному Писанию), посланий к Андрею Боголюбскому. Существует версия. Что именно ему принадлежит авторство эпического произведения « Слово о полку Игореве».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Наши рекомендации