Миссия Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово

Первоначально Совет Безопасности в своей резолюции 1244 от 10 июня 1999 года уполномочил Генерального секретаря учредить международное гражданское присутствие в Косово — Миссию Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК) — в целях создания временной администрации для Косово, под управлением которой население Косово сможет пользоваться существенной автономией. По сложности и масштабам ее задача была беспрецедентной; Совет наделил МООНК полномочиями в отношении территории и населения Косово, в том числе всеми законодательными и исполнительными полномочиями и полномочиями по управлению судебной системой.

Позднее, после провозглашения независимости органами власти Косово и вступления в силу 15 июня 2008 года новой конституции, задачи Миссии были значительно скорректированы, и внимание в основном фокусировалось на содействии безопасности, стабильности и уважению прав человека в Косово.

Хронологически можно проследить как нарастал кризис:

. март 1998 — СБ ООН принимает резолюцию об оружейном эмбарго в отношении

Союзной Республики Югославии,

. апрель 1998 — Республика Сербия высказывается на референдуме против

международного посредничества в урегулировании косовского кризиса,

. май 1998 — президент СРЮ Милошевич и Ругова договариваются о еженедельных

встречах делегаций,

. июнь 1998 — косовские албанцы отказываются от диалога с Сербией (они

будут бойкотировать встречи еще 12 раз),

. август 1998 — НАТО одобрило три варианта военного урегулирования

косовского кризиса,

. 23 сентября 1998 СБ ООН принимает резолюцию, предписывающую Белграду

прекращение боевых действий, отвод спецподразделений из Косово. Начало

диалога с косовскими албанцами и обеспечение условий для возвращения

беженцев,

. 13 октября НАТО отдает приказ об ускорении подготовки операции на

территории Косово и дает Югославии 4 дня (ультиматум будет продлен до 27

октября) для выполнения всех требований мирового сообщества. Милошевич

подписал договор об отводе сербских войск из Косово, размещение 2000

наблюдателей из ОБСЕ и контроле авиации НАТО воздушного пространства

Косово,

. 24 октября СБ ООН принимает резолюцию, предписывающую Белграду выполнить

все требования ООН,

. 30 октября НАТО начинает контрольные полеты над Косово

. 13 ноября НАТО принимает решение о развертывании 1700 военных в Македонии

с целью оказания помощи, в случае необходимости наблюдателям ОБСЕ в

Косово,

1999 год

. 15 марта обнаружены тела 45 албанцев в Рачаке. Белград говорит об

убийстве в ходе боевых действий террористов из ОАК, эксперты заявляют о

«преступлении против человечности»,

. 29 января Контактная группа выступает с жестким требованием к Белграду и

Приштине начать мирные переговоры не позднее 6 февраля. В качестве основы

предлагают 10 принципов, среди которых – уважение территориальной

целостности Сербии и Югославии и выделение краю Косово существенной

автономии,

. 7-23 февраля переговоры в Рамбуйе между делегациями правительства Сербии

и косовских албанцев об урегулировании на мирной основе. На последнем

этапе США передают переговаривающимся сторонам дополнительные документы (

предусматривающие ввод войск НАТО), которые официально не обсуждались

Контактной группой. США, поддержанные всеми членами Контактной группы

кроме России требуют подписания всего пакета документов,

. с 15 марта проходит второй раунд переговоров в Париже по урегулированию в

Косово. Переговоры закончились ничем, подписала документы только

албанская сторона.

. 24 марта блок НАТО начал первую фазу союзнической операции «Союзная

сила», началась бомбардировка целей в Сербии и Черногории. Белград

объявил о разрыве дипломатических отношений с четырьмя ключевыми странами

НАТО – США, Великобританией, Германией и Францией.

. 16 апреля заявление Совета по внешней и оборонной политике России, в

котором бомбардировки Югославии расценивались как агрессия НАТО против

суверенного государства. В нем говориться о том, что «если Россия

втянется в конфликт, вероятна и самая опасная эскалация – на уровень

глобального конфликта». Это был один из многочисленных документов

осуждающих агрессию, принятых в России.

. 23 апреля исполняется месяц со дня начала операции «Союзническая сила»,

которая не увенчалась успехом. На территорию Югославии сброшено 5 тысяч

тонн бомб, выпущено 1500 крылатых ракет, убито около 500 гражданских лиц,

около 4 тысяч получили ранения. В Вашингтоне открывается юбилейный саммит

НАТО, приуроченный к 50-летию организации и посвященная новой концепции

НАТО, предусматривающей самостоятельность военных действий альянса на

Европейском континенте. Еврокомиссия утверждает запрет на поставку

нефтепродуктов в СРЮ.

. 27 апреля в Москве проходят российско-американские консультации по

Югославии, при участии заместителя госсекретаря США Тэлботта и

спецпредставителя президента РФ по Югославии Черномырдина. НАТО

продолжает настаивать на выводе из Косово всех войск и полиции СРЮ и

вводе 30 тысячного натовского контингента. Президент США объявляет о

призыве на службу резервистов. НАТО заявляет об увеличении воинского

контингента в пограничных районах до 55 тысяч.

. 6 мая проходит совещание министров иностранных дел «большой восьмерки» в

Бонне - по развертыванию в Косово международных сил, по обеспечению

безопасности под эгидой ООН. Официально объявлено семь принципов, с

которыми согласилась и Россия и страны НАТО.

. 7 мая ракеты НАТО попадают в здание посольства Китая в Белграде (3

китайских журналиста погибли, 20 граждан КНР ранены). Пекин требует

расследования и официального извинения.

. 10 мая в Гааге начинается слушание по иску Белграда к 10 странам НАТО,

участвующим в бомбардировках Югославии. Представитель СРЮ в Международном

суде заявляет, что за время бомбардировок погибло 1,2 тысячи мирных

жителей, более 4,5 тысяч получили ранения

. середина мая – проработка планов наземной операции НАТО против Югославии

. 2 июня Международный суд ООН в Гааге отклонил иск Белграда к странам

НАТО, обвиненным СРЮ в нарушении международного права. По результатам

длительных переговоров Черномырдин и Ахтисаари вылетают в Белград, где

представили Милошевичу последний вариант «мирного плана», фактически

повторяющего условия НАТО.

. 3 июня парламент Сербии одобрил «мирный план» Черномырдин - Ахтисаари,

основанный на натовской трактовке принципов «восьмерки»: вывод войск и

полицейских СРЮ, международное присутствие со значительным участием НАТО

под единым командованием. Российские военные жестко заявляют о несогласии

с тем, что российские миротворцы будут находиться под командованием НАТО,

отношения с которым у России «заморожены».

. 7 июня срыв переговоров между югославскими властями и НАТО, сербы

прекратили диалог в знак несогласия с требованием вывести военный

контингент в течение недели, а не 14 дней как предусмотрено планом, а

также не согласились подписать не только военное, но и политическое

соглашение с НАТО

. 8 июня главы МИД «восьмерки» на экстренном заседании согласовывали текст

проекта резолюции СБ ООН. Принято решение «о размещении в Косово под

эгидой ООН гражданского присутствия и присутствия по обеспечению

безопасности». Формулировка о военном присутствии НАТО не включена в

текст резолюции, хотя упоминание о нем есть в приложении к резолюции, а

именно в плане Черномырдина - Ахтисаари

. 9 июня подписано соглашение между сербскими и натовскими военными на

границе Югославии и Македонии

. 10 июня начался вывод военных и полицейских из Косово. Генсек НАТО Солана

отдает приказ о приостановке бомбардировок. СБ ООН принимает резолюцию о

развертывании в Косово гражданского контингента и обеспечении

международного присутствия по безопасности в Косово. Представители ОАК

заявили, что не сложат оружие в тех местах, где будут находиться

российские миротворцы. Начинаются переговоры российских и американских

военных о развертывании миротворческих сил в Косово, о синхронном вводе

российских и американских войск.

11 июня представитель НАТО заявляет, что согласно заверениям Москвы,

российские миротворцы не войдут в Косово первыми. Британский контингент,

приведенный в состояние повышенной готовности для ввода в Косово после

этого отводится на исходные позиции. Переговоры российских и американских

военных приостанавливаются. Россию не устраивает предложение разместить

ее контингент в американском секторе Косово и что «они должны

дислоцироваться в северных районах Косово для защиты проживающих там

сербов»

12 июня ночью рота российских десантников входит в Приштину и занимает

аэропорт Слатина. Утром британские вертолеты с десантниками пересекают

границу, вводится британский и французский контингент и контингент США.

Представитель НАТО заявляет, что « не испытывают беспокойства по поводу

прибытия в Приштину российских миротворцев». Венгрия отказывается

предоставить России воздушный коридор для переброски ее миротворцев.

Позднее откажут Румыния и Болгария.

19 июня РФ и США на переговорах согласовали вопрос о роли России в

миротворческой операции в Косово. Российские миротворцы будут иметь зоны

своей ответственности в американском, французском и немецком секторах, а

также в районе Косово Поля. Аэродром Слатина будет находиться под

совместным контролем

20 июня Клинтон и Ельцин на встрече в Кельне официально объявили о

решении вопроса о роли России в урегулировании конфликта в Косово. Генсек

НАТО Солана сообщил о формальном прекращении операции «Союзническая сила»

против Югославии.

21 июня ОАК подписала с НАТО соглашение о разоружении. В Косово

обнаружены массовые захоронения албанцев. Одновременно начинаются

массовое насилие со стороны ОАК в отношении сербов, растет поток беженцев-

сербов из Косово. [3, 14].

3. Анализ Югославского кризиса

Югославский кризис возник не вдруг, а вырос из длительного

регионального конфликта, который потенциально мог перерасти в глобальный

конфликт. Глобальный характер конфликты принимают, когда их нерешенность

представляет угрозу для всего человечества («холодная война», угроза

третьей мировой войны) [10, 111]

Косовский конфликт – это составная часть серии балканских конфликтов,

связанных с распадом Югославии на самостоятельные государства: СРЮ

(федерацию Сербии и Черногории), Боснию и Герцеговину, Словению, Хорватию и

Македонию. По сути это внутренний конфликт между центральной властью

Союзной Республики Югославии и вооруженными сепаратистами провинции Косово

и Метохия. В основе конфликта лежит противостояние двух этнических групп,

сербов, составляющих основное население СРЮ, и албанцев, составляющих

большинство населения провинции и пользующихся поддержкой извне. Цель

руководства СРЮ, поддерживаемого большинством сербского населения, —

сохранение территориальной целостности государства. Цель албанских

сепаратистов – осуществление прав на самоопределение с последующим

вероятным присоединением к Албании.

Наши рекомендации