В дальнейшем в российской политической мысли на-

Блюдается переход от свойственной декабристам декларации

Общедемократических принципов и задач, связанных с фор-

Мированием буржуазного общества, к созданию основ пред-

Реформенного российского либерализма и быстрому освоению

И распространению идей утопического социализма в их рус-

Ской модификации (русский общинный социализм). Либераль-

Ная идеология развивается в двух ответвлениях – западниче-

Ском и славянофильском.

Основополагающей идеей славянофильства являлась ве-

Ра в особый путь русского исторического развития, внимание

К народу как к главному деятелю истории. Одним из видных

Представителей стал К.С. Аксаков, разработавший схему сла-

Вянофильской __________социологии, славянофильства названную им

«теорией общества». По этой теории носителем идей про-

Гресса, источником самобытности развития России Аксаков

Считал, в отличие от других представителей славянофильства,

Не народ («землю»), не самодержавную власть («государство»),

А «общество», под которым понимал определенные, верные

«народным началам» круги русской интеллигенции. Теория

Конфликтология

Общества позволяла Аксакову выделять в социальной струк-

Туре те силы, которые могли направить развитие России по

Желанному для славянофилов пути. В интерпретации Аксако-

Ва славянофильство приобретает черты учения, приспособ-

Ленного к нуждам богатого московского купечества.

В целом и западничество, и славянофильство получили

Особый расцвет под влиянием европейских революций 1848 г.

И те, и другие осознавали необходимость реформ, однако пу-

Ти их проведения видели по-разному. Славянофилы вслед за

Н.М. Карамзиным и П.Я. Чаадаевым – в эволюции, реформа-

Торской деятельности с учетом основных черт, присущих, по

Их мнению, русскому народу: «патриархальности и правосла-

Вия». Западники (П.В. Анненков, И.В. Вернадский, Б.Н. Чиче-

Рин), в свою очередь, настаивали на проведении реформ по

Европейскому образцу.

В 40-х годах XIX века в России зарождается революцион-

Но-демократическая идеология, для которой были характер-

Ны вера в революционные возможности народных масс, защи-

Та идеи крестьянской революции.

Одним из первых русских революционных демократов

Был В.Г. Белинский (1811–1848 гг.), остро критиковавший в

Своих произведениях самодержавие и крепостничество. Он

Считал, что если правительство не отменит крепостное право,

То этот вопрос «решится сам собою, другим образом, в 1000 раз

Более неприятным для русского дворянства».

Выдающимся революционным демократом был А.И. Гер-

Цен (1812–1870 гг.), создавший за рубежом вольную русскую

Прессу – журнал «Колокол», издававшийся вдали от россий-

Ской цензуры.

В своих произведениях А.И. Герцен разрабатывал идею

«крестьянского социализма» в России, доказывал, что основ-

Ной ячейкой, из которой вырастет социализм, станет кресть-

Янская община. Его соратником по изданию журнала «Коло-

Кол» и единомышленником был Н.П. Огарев (1813–1877 гг.).

История конфликтологии

Вершиной революционного демократизма в России ста-

Ло творчество Н.Г. Чернышевского (1828–1889 гг.), который в

Году в условиях царской цензуры стал издавать журнал

«Современник» – орган революционной демократии.

По мнению Чернышевского, формой нового государства

Должна стать демократическая республика с местным само-

Управлением.

Причину возникновения государства Чернышевский на-

Ходит в изменении формы собственности – от общинной зе-

Мельной собственности к личной поземельной. Объясняя воз-

Никновение права, он исходит из утверждения, что основной

Источник общественной жизни – необходимость удовлетворе-

Ния потребностей. Стремясь получить средства удовлетворе-

Ния своих потребностей, люди сталкиваются с аналогичными

Стремлениями других людей, а блага, предлагаемые природой

Для удовлетворения всех людей, оказываются недостаточными.

Столкновение интересов приводит к необходимости становле-

Ния общих правил в разных сферах деятельности. Так возни-

Кают законы политические, гражданские и уголовные.

В 70-х годах революционный демократизм выступил в

Форме революционного народничества, которое в организа-

Ционном отношении превзошло революционеров 60-х годов

Народничество наследовало основной тезис славянофи-

Лов об исключительности развития России по пути социаль-

Ных преобразований и преимуществах социального действия

И развития над политическим. Наиболее ярко отразились эти

Идеи в учении П.Л. Лаврова (1823–1900 гг.).

В основу общественного прогресса Лавров положил

Идею о «критически мыслящей личности». Главным способом

Формирования такой личности он считал работу по освоению

Современной культуры. По его мнению, в ходе этой работы

Личность осознает свои интересы, которые вынуждают ее дей-

Ствовать на основе слияния личных и общественных интере-

Сов. Чем больше в обществе критически мыслящих личностей,

Тем больше общество продвигается по пути общественного

Прогресса. Следовательно, считал Лавров, основной задачей

Конфликтология

Революционеров является просветительская и пропаганди-

Наши рекомендации