Правоприменительный процесс
Формы непосредственной реализации норм права
Право – это общесоциальный системный регулятор общественных отношений, созданный с учетом законов и закономерностей общественного развития, выражающий волю и интересы всего общества либо отдельных классов, которому присущи нормативность, общеобязательность, формальная определенность и обеспеченность со стороны гос-ва.
Реализация норм права – это воплощение положений норм в фактическом поведении субъектов, в их практической деятельности. Реализация может осуществляться в 4х формах:
1. Соблюдение
2. Исполнение
3. Использование
4. Применение
Первые три формы относятся к формам непосредственной реализации норм права (не требуется посредник между нормой и «адресатом»). Четвертая норма предполагает необходимость участия гос-ва
Характеристика форм непосредственной реализации:
1. Соблюдение запретов – предполагает реализацию запрещающих и охранительных норм, от субъекта требуется воздержаться от запрещенных действий. Т.е. пассивное поведение.
2. Исполнение обязанностей – предполагает реализацию обязывающих норм, требует от субъектов активного поведения, необходимость совершения ими предписанных действий.
3. Использование субъективного права – предполагается реализация управомачивающих норм, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Предполагается как активное, так и пассивное поведение субъекта.
Применение – происходит через «посредника» = гос органы (регистрация рождения ребенка, приказ о зачисления студента в ВУЗ). Т.е. привлекаются третьи лица между человеком и гос-вом – гос органы. Нуждается в формальной определенности
Понятие и признаки правоприменительной деятельности
Право – это общесоциальный системный регулятор общественных отношений, созданный с учетом законов и закономерностей общественного развития, выражающий волю и интересы всего общества либо отдельных классов, которому присущи нормативность, общеобязательность, формальная определенность и обеспеченность со стороны гос-ваПрименение норм права (правоприменение) – осуществляется уполномоченными на то субъектами (органами и должностными лицами), граждане не могут быть субъектами правоприменения.
Правоприменение имеет место:
1. Когда субъекты неспособны самостоятельно реализовать предусмотренные законом права и обязанности
2. Когда возникает спор о праве и стороны неспособны самостоятельно прийти к согласованному решению, или существует препятствие для реализации субъективных прав и обязанностей
3. Когда требуется официально установить наличие либо отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми (необходимо чтобы посредник установил юридический факт, с которым связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений)
4. Когда общественные отношения, в силу их повышенной значимости, должны пройти контроль со стороны уполномоченного субъекта с целью проверки их правильности и законности.
5. Когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности.
Правоприменение – это, осуществляемая в установленном порядке, правовая деятельность уполномоченных на то субъектов (органов и должностных лиц) по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных норм права.
Т.е. эта деятельность состоит в подведении конкретной жизненной ситуации под соответствующую норму и принятие на этой основе индивидуального решения .
Признаки правоприменительной деятельности:
1. Осуществление уполномоченными субъектами (органами, должностными лицами)
2. Имеет персонифицированный индивидуальный характер, т.е. направлено на разрешение конкретных ситуаций
3. Носит процессуально-процедурный характер, поскольку состоит из логически последовательных стадий
4. Имеет юридически оформленный характер, т.к. завершается принятием правоприменительного акта
5. Принятое решение выполняет роль юридического пакта, постольку порождает, изменяет или закрепляет правовые отношения.
Правоприменительный процесс
Право – это общесоциальный системный регулятор общественных отношений, созданный с учетом законов и закономерностей общественного развития, выражающий волю и интересы всего общества либо отдельных классов, которому присущи нормативность, общеобязательность, формальная определенность и обеспеченность со стороны гос-ва.
Правоприменение – это, осуществляемая в установленном порядке, правовая деятельность уполномоченных на то субъектов (органов и должностных лиц) по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных норм права.
Т.е. эта деятельность состоит в подведении конкретной жизненной ситуации под соответствующую норму и принятие на этой основе индивидуального решения.
Стадии представляют собой взаимосвязанные и последовательно развивающиеся этапы правоприменительной деятельности
Первая стадия – установление и анализ фактических обстоятельств дела (юридических фактов). По существу данная стадия сводится к определению места, времени, причинной связи между обстоятельствами совершения деяния и наступившими последствиями.
Вторая стадия – установление юридической основы дела, т.е. это выбор и анализ юридической нормы, на основании которой должен рассматриваться данный случай (правовая квалификация).
Этот этап (стадия) включает в себя:
- нахождение нормы, подлежащей применению
- проверка правильности текста нормы
- проверка подлинности нормы, ее действие в пространстве, во времени и по кругу лиц
- отраслевую принадлежность нормы
- системные связи данной нормы с другими
В процессе установления (отыскания) правовой нормы правоприменитель может столкнуться с пробелами в праве, т.е. отсутствием необходимой нормы. В этом случае в рамках, допускаемых законодательством, он использует приемы аналогии, т.е. способы преодоления указанных пробелов. Особенностям применения аналогии посвящен отдельный вопрос.
Третья стадия – толкование правовой нормы заключается в отыскании ее точного смысла, содержания. Только на основе верно понятого смысла нормы может быть правильно разрешено дело.
Четвертая стадия – принятие решения по делу издание акта правоприменения является, по сути, ключевой стадией. Именно в этой деятельности и проявляется применение как форма реализации права. Все предшествующие стадии нацелены на обеспечение принятия всесторонне обоснованного решения.
Закрепление принятого по делу решения осуществляется в форме специальных юридических актов – актов применения права.
Пробелы в праве
Право – это общесоциальный системный регулятор общественных отношений, созданный с учетом законов и закономерностей общественного развития, выражающий волю и интересы всего общества либо отдельных классов, которому присущи нормативность, общеобязательность, формальная определенность и обеспеченность со стороны гос-ва.
Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве нормы, регулирующей общественное отношение, находящееся в сфере правового регулирования.
Условия констатации наличия пробела в праве:
Данное общественное отношение находится в сфере правового регулирования;
Отсутствует (полностью, частично) норма права, регулирующая данное отношение.
К причинам (объективным, субъективным) возникновения пробелов в праве, например относятся:
Развитие общественных отношений (находящихся в сфере правового регулирования);
Недостатки законодательной техники (обнаруживаются при реализации соответствующих нормативных актов);
Пробелы в праве устраняются (восполняются) законодателем (принимается соответствующим правотворческим органом недостающая норма или группа норм), преодолеваются правоприменительными органами (не вправе отказаться от решения данного юридического дела по причине неполноты законодательства). Способы преодоления пробелов в праве (методы их оперативного преодоления): аналогия закона и аналогия права.