Ресурсная взаимозависимость

В основе ресурсной взаимозависимости лежат ситуации, в которых две или более организаций зависят друг от друга, так как каждая имеет доступ к ресурсам и контролирует их. Формы ресурсов разнообразны, например потоки входящей и исходящей информации, деньги или общественная поддержка (Galaskiewicz and Marsden, 1978). Могут быть и другие формы ресурсов для капитала, средств производства, персонала (Molnar, 1978). Организации, которые имеют пересекающиеся поля деятельности, имеют тенденцию к большей взаимозависимости. К списку ресурсов, которыми можно обмениваться, можно добавить оборудование и конференцзалы; клиенты также могут являться ресурсом (Mulford, 1980,-BojeandWhetten, 1979).

Уже давно стало понятно, что организации редко способны контролировать все необходимые им ресурсы (Levine and White, 1961;Litwak and Hylton, 1962). Можно развивать межорганизационное разделение труда, при котором участвующие организации специализируются на обеспечении конкретной услуги в обмен на необходимый им конкретный ресурс (Aldrich, 1979). В этой ситуации каждая организация зависит от другой. У организаций есть тенденция сопротивляться зависимости и пытаться сделать так, чтобы другие организации зависели от них (Benson, 1975).

Какое направление ресурсных потоков означает взаимозависимость, неясно. С одной стороны, большой отток такого ресурса, как деньги, может указывать на сильную зависимость, поскольку вовлеченной организации, по-видимому, приходится покупать нужные товары или услуги. С другой стороны, отток денег делает и другие организации более зависимыми от первой, если она является их единственным источником финансов.

Существует три формы взаимозависимости (Pennings, 1980b). При горизонтальной взаимозависимости все члены организационного набора конкурируют друг с другом за получение ресурсов и размещение товаров и услуг. В случае вертикальной взаимозависимости организации взаимодействуют на разных стадиях производства товаров или доставки услуг.

Например, в системе наказания несовершеннолетних существует последовательность: полиция, суд, службы условного освобождения, исправительные учреждения и дома реабилитации. Каждая организация добивается власти, но конкуренция меньше, чем при горизонтальной взаимозависимости. Когда же организации дополняют друг друга в предоставлении услуги индивидуальным клиентам, то имеет место симбиотическая взаимозависимость. Здесь конкуренция минимальна, особенно если достигнуты соглашения о поле деятельности.

Интенсивность

Интенсивность отношения определяет уровень вложения ресурсов, необходимый для организаций, вовлеченных в MOO (Marrett, 1971; Aldrich, 1979). Например, для организаций обслуживания, чем выше уровень обращений, оказанных услуг, обслуживающего штата, оборудования и других ресурсов, тем больше интенсивность отношения. Введенная в рассуждение интенсивность-это вопрос того, какая доля организационных ресурсов инвестируется в отношение. Чем больше эта доля, тем интенсивнее отношение и тем сильнее зависимость (Baker, 1990).

Чем интенсивнее отношение, тем важнее оно для вовлеченных организаций. Организация вступает в разные по своей интенсивности отношения: от случайных до всепоглощающих. Значение первых невелико, тогда как вторые могут поглотить организацию, если все ее усилия направлены на межорганизационные отношения и если на эти отношения уходят все ее ресурсы.

Интенсивность иногда смешивают с частотой взаимодействий. Это неверно, так как частота взаимодействий может быть случайной, а весьма интенсивные взаимодействия - нечастыми. По этой причине мы рассматриваем частоту в другом контексте. Парные отношения, сети и организационные наборы могут быть все разными по интенсивности. Во время кризисов взаимодействия самые интенсивные. Например, трагическое исчезновение студентки моего университета вызвало интенсивное и длительное взаимодействие между полициями университета и штата. Аналогичная интенсивность взаимодействий обнаружена и в исследовании стихийных бедствий: землетрясений и наводнений (Drabek et al., 1981). В отсутствие кризиса отношения становятся менее интенсивными. Последствия интенсивности сказываются как на всей сети, так и на конкретной организации.

Совместные программы

Совместные программы являются особым типом ресурсного потока (Aiken and Наде, 1968; Mulford and Mulford, 1980). Это не просто ресурсные потоки в контексте взаимозависимости, но еще и значительные ресурсные обязательства и сотрудничество. Результаты Эйкена и Хейга показали, что для изученных ими организаций социального обеспечения и здравоохранения совместные программы имели особое значение. Они более бросались в глаза, чем потоки клиентов, персонала или финансирования. Совместные программы не были "несущественной мелочью" в жизни организаций. Некоторые из них продолжались свыше 20 лет (с. 919). Авторы также обнаружили, что совместные программы имеют тенденцию выращивать другие совместные программы по мере того как растут и углубляются МОО. Совместные программы означают вложение ресурсов и интенсивное отношение. Они также подразумевают целевые акции для решения совместного вопроса. Совместные программы могут предполагать особый тип клиента, или особую программу обслуживания в секторе услуг, или новые районы добычи сырья, как в случае совместных предприятий (Pfeffer and Nowak, 1976). Важное различие между совместными программами и другими формами взаимодействия состоит в том, что в совместной программе действия, как правило, целевые и не являются ответной реакцией на давление окружающей среды.

Формы сделок

МОО являются процессами взаимодействия между организациями и внутри сетей и наборов. Сначала посмотрим, как взаимодействия строятся, а затем обратимся к самим процессам сделок.

Наши рекомендации