Традиционный песенный ритуал и пляски во время застолий

Петь песни во время застолья – традиция очень давняя и уходит корнями еще в древнюю Русь. Это как своеобразный ритуал, без которого само застолье становится скучным и неинтересным. Раньше пели старые народные песни на различную тематику в зависимости от настроения гостей, от события которое их всех объединило, либо от пожелания хозяев – спеть ту или иную песню.

Позже, если песня была веселая, они могли пускаться в пляс (обычно в праздники) или продолжали заунывно напивать грустные мелодии, в такт, покачивая головой или постукивая ногой. Танцевали гости вокруг стола или окружали хозяев, а могли просто выйти на середину избы и устроить танцы парами.

Песня и танцы - это в своем роде, очищение души, так называемый катарсис после бурного застолья или грустных похорон.

Традиции эти, хоть и в не полной мере, сохранились и до сих пор, особенно у старшего поколения. Мы, участвуя в застольях, под конец праздника тоже поем те же народные песни, а молодежь, как правило, устраивают танцы или играет в различные игры. [14]

Заключение

Итак, в заключение, мы подведем итог всей вышеизложенной работе. Мы рассмотрели достаточно обширную тему « русское застолье как обряд» и должны сделать выводы по всем главам. Самой главной целью этого реферата было выявить обрядность русского застолья, увидеть всю атрибутику русской кухни, обозначить основные русские блюда и передать всю важность ритуальных застолий.

Прежде всего, мы выяснили, какие праздники сопровождались застольем, кто принимал в них участия, какие были кушанья и в каком порядке они подавались на стол. Выяснили важное символическое значение хлеба, зерна. Просмотрели историю появления чая и спиртных напитков. Увидели, какими могут быть веселыми застолья благодаря песенному фольклору и танцам. Но самое главное, теперь мы можем сделать вывод, что застолье- это действительно, не просто времяпрепровождение, а историко-культурный феномен, который берет свое начало еще издавна. Русское застолье – это кладезь обрядов и символов, это параллель с застольями других славянских народов.

Но, несмотря на все это, традиционные ритуальные застолья в современном мире, начинают терять свое значение и уходят на второй план. Ритуальное застолье, как и праздничная культура в целом, значительно обеднели. К сожалению, в наше время, все застолья как правило заканчивается обыкновенной попойкой, пьянкой, правда, благодаря, именно этому, до сих пор сохраняется песенный ритуал. Это все лишь говорит о деградации современного общества и праздничного застолья в частности, которое произошло еще в советское время. А ведь раньше, традиционное застолье было очень сложно организованно, разнообразно и насыщенно по содержанию, и хотя алкогольные напитки там тоже играли важную и далеко не последнею роль, сама символика ритуального застолья сохранялась.

Впрочем, общество динамично и неоднородно, поэтому, возможно через несколько лет все традиционные обряды вернуться в том же виде. Ведь, несмотря на то, что происходит некая деградация традиции, например, застольных песен, на их месте могут формироваться новые усовершенствованные традиции: например корпоративные застолья, где фиксируется сложная система ритуалов и нормативов.

Список литературы:

1) Алексеевский М. Д. Поминальные трапезы на Русском Севере: пищевой код и застольный этикет/ М.Д. Алексеевский // Традиционное русское застолье: сборник статей. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. – 352 с.

2) Бобунова М.А., Климас И.С. Хлеб да соль, и обед пошел!/ М.А. Бобунова, И.С. Климас //Традиционное русское застолье: сборник статей. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. – 352 с.

3) Бурмистров Н.С.Частушка в свадебном застолье/ Н.С. Бурмистров // Традиционное русское застолье: сборник статей. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. – 352 с.

4) Дианова Т. Б. Традиционное свадебное застолье на Дону/ Т.Б. Дианова //Традиционное русское застолье: сборник статей. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. – 352 с.

5) Кушкова А.В. центре стола: зенит и закат салата «Оливье»/ А.В. Кушкова // Новое литературное обозрение. – 2005. – № 6. – 278-313 с.

6) Морозов И.А. Структура и семантика традиционного застолья/ И.А. Морозов // Традиционная культура. Научный альманах. – М., 2002. – № 2 –18-31 с.

7) Похлебкин В.В. История водки / В.В. Похлебкин. – М.: Центрополиграф, 2008 – 268 с

8) Похлебкин В. В. Чай и водка в истории России / В.В.Похлебкин. – Красноярск: Красноярск. кн. изд-во, 1995. – 464 с.

9) Спиртные напитки Народов Мира. – URL: http://www.spirtnye-napitki.ru/xmelnye-napitki-v-gosudarstve-rossijskom-etapy-istorii.html (дата обращения: 2.05.2013)

10) Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов / Н.Ф. Сумцов. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. – 296 с.

11) Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях / Н.Ф. Сумцов. – Харьков: Зильбербергера, 1885. – 137 с.

12) Этимология слова чай. – URL: http://www.koryazhma.ru/usefull/know/doc.asp?doc_id=71 (дата обращения: 02.05.2013)

13) Этикет. Традиции русского чаепития. – URL: http://sochi.org.ru/Napitki/index55b1.htm#005 ( дата обращения: 02.04.2013 )

[1] Морозов И.А. Структура и семантика традиционного застолья // Традиционная культура. Научный альманах. – М., 2002. – № 2 – С . 18-31

[2] Бобунова М.А., Климас И.С. Хлеб да соль, и обед пошел! //Традиционное русское застолье: сборник статей. – М.,2008. - С. 195–200.

[3] Дианова Т. Б. Традиционное свадебное застолье на Дону//Традиционное русское застолье: сборник статей. – М.,2008. - С. 96–117

[4] Алексеевский М. Д. Поминальные трапезы на Русском Севере: пищевой код и застольный этикет// Традиционное русское застолье: сборник статей. – М.,2008.- С. 118–127.

[5] Кушкова А.В центре стола: зенит и закат салата «Оливье» // Новое литературное обозрение. – 2005. – № 6. – С. 278-313.

[6] Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях. – Харьков, 1885. – С. 137.

[7] Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. – М. ,1996. – С. 158-175

[8] Похлебкин В.В. История водки. – М., 2008 – С. 268

[9] Спиртные напитки Народов Мира. – URL: http://www.spirtnye-napitki.ru/xmelnye-napitki-v-gosudarstve-rossijskom-etapy-istorii.html (дата обращения: 2.05.2013)

[10] Этимология слова чай. – URL: http://www.koryazhma.ru/usefull/know/doc.asp?doc_id=71 (дата обращения: 02.05.2013)

[11] Похлебкин В. В. Чай и водка в истории России. – Красноярск., 1995. - С.246.

[12] Этикет. Традиции русского чаепития. – URL: http://sochi.org.ru/Napitki/index55b1.htm#005 ( дата обращения: 02.04.2013 )

[13] Похлебкин В. В. Чай и водка в истории России. – Красноярск., 1995. - С.113.

[14] Бурмистров Н.С.Частушка в свадебном застолье // Традиционное русское застолье: сборник статей. – М.,2008. - С. 148-172.

Наши рекомендации