Тема 2. Эволюция институциональной теории и ее структура. Классификация институциональных концепций

Тема 1. Институты и их роль в регулировании поведения.

По итогам самостоятельной работы студентов по данной теме проводится коллоквиум. Он подразумевает подготовку каждого студента по всем вопросам для изучения. Выступление членов студенческой группы по конкретному вопросу и совместное обсуждение ситуаций.

Вопросы для изучения:

1. Рыночный механизм координации и институты.

2. Определение института. Институты и организации.

3. Основные типы ситуаций, приводящих к возникновению института: ситуация типа «дилеммы заключенных», ситуация координации, ситуация неравенства.

4. Институциональная структура общества: неформальные правила, формальные институты, взаимоотношения между формальными и неформальными правилами, государство и неформальные институты.

5. Неформальные правила профессиональных сообществ как источник формальных правил.

6. Роль механизмов принуждения к соблюдению правил.

Ситуации для обсуждения:

1. Можно ли сказать, что абсолютный диктатор — это луч­ший вариант третьей стороны, осуществляющей принуждение?

2. Существование формального правила легче доказать, чем существование социальной нормы. Чем можно объяснить слож­ности, связанные с выявлением социальной нормы, и что может свидетельствовать о том, что она существует?

3. Существует так называемые «спящие» нормы права, ко­торые малоизвестны и редко применяются на практике. Как вы думаете, является ли «спящая норма» институтом?

4. В обыденной жизни потенциальные «дилеммы заключен­ных» регулируются не столько нормами закона, сколько нефор­мальными социальными нормами. Приведите несколько при­меров подобного института, который заставляет людей выбирать те стратегии, которые могут быть непривлекательными для них. Какие ситуации, по Вашему мнению, встречаются чаще: ситуации координации или ситуации типа «дилемма заключенных»?

5. Какие правила, на ваш взгляд, более гибкие — формаль­ные или неформальные?

6. Приведите примеры, иллюстрирующие различные типы вза­имодействия между формальными и неформальными правилами.

7. Сравните следующие ситуации:

а) Вы пытаетесь заключить сделку с иностранным контраген­том, однако, не знаете языка, на котором говорит ваш контрагент, он не говорит на вашем языке, а найти переводчика вы не смогли. Сделку заключить не удается.

б) Вы пытаетесь заключить сделку и обсуждаете ее условия с контрагентом, при этом ваша речь грамматически правильная, в то время как речь вашего партнера выдает в нем человека, отно­сящегося к другому, более низкому социальному кругу. По непо­нятным вам причинам контрагент отказывается заключать с вами сделку, и вам кажется, что именно различие в речи сыграло в этом отказе определенную роль.

В каждой из этих ситуаций вы понесли определенные поте­ри — вам не удалось заключить сделку, которая была выгодна для вас, и это можно рассматривать как определенного рода санкцию. Какой тип санкции действует в этих ситуациях? Объясните раз­личие между этими типами санкций.

Тема 2. Эволюция институциональной теории и ее структура. Классификация институциональных концепций.

По итогам самостоятельной работы студентов по данной теме проводится коллоквиум. Он подразумевает подготовку каждого студента по всем вопросам для изучения. Выступление членов студенческой группы по конкретному вопросу и совместные ответы на вопросы для обсуждения и выполнение упражнений.

Вопросы для изучения:

1. Предпосылки и основные тенденции развития институциональной теории.

2. Критика классической школы, истоки институционализма, «старый» институционализм.

3. Развитие классической традиции: неоклассика и неоинституционализм.

4. Основные направления неоинституциональной теории.

5. Институционализм в России.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы предпосылки и источники возникновения институционализма? Было ли его возникновение необходимо и если да, то почему? Кто стоял у истоков институциональной теории?

2. В чем единство и в чем различия «старого» и нового институционализма? Какие недостатки «старого» институционализма попытались преодолеть новые институционалисты? Удалось ли им это сделать. Почему «старый» институционализм продолжает существовать наряду с новым?

3. Какие школы теории рационального выбора вам известны? Каковы основные постулаты этих школ? Назовите наиболее известных представителей каждой школы?

4. Является ли неоинституционализм разделом неоклассики изучающим институты? Почему?

5. Перечислите основные направления «старого» и нового институционализма.

Упражнения:

1. Установите соответствие между именами ученых, работающих в области институциональной экономики, и названиями публикаций:

Гуннар Мюрдаль А Пределы свободы. 1975
Джон К. Гэлбрейт B Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. 1989
Оливер Уильямсон C Теория праздного класса. 1899
Эрнандо де Сото D Экономические институты капитализма. 1985
Джеймс Бьюкенен E Структура и изменения а экономической истории. 1981
Дуглас Норт F Азиатская драма. Исследование бедности народов. 1968
Торнстейн Веблен G Новое индустриальное общество. 1967

2. Кратко охарактеризуйте методологические предпосылки инчтитуциональных концепция развития:

А. Изложите, что понимается под развитием в различных теориях модернизации.

Б. Каковы источники и составные части институционального подхода?

В. Что нового вносит институциональный подход в теорию развития?

3. Как вы оцениваете трактовку А. Сена «развития как свобода», в чем достоинства и недостатки этого подхода?

А. Что такое негативная и позитивная свобода?

Б. Может ли свобода рассматриваться как средство достижения других целей или она значима сама по себе?

В. Как А. Сен понимает ценность и эффективность свободы?

Г. Какую роль в подходе Сена играет современная теория информации?

Наши рекомендации