Методические рекомендации по написанию курсовых работ

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

Факультет: ИПГиМС
Категория обучающихся: студенты
Курсы: очная форма обучения
  заочная форма обучения заочная сокращенная форма обучения экстернат
   
   
   
   

Рязань 2012

Методические рекомендации по написанию курсовых работ - student2.ru ББК 65.292.91р30

И-64

И-64
Бакунин С.Н.

Гражданское право: методические рекомендации по написанию курсовых работ. – Рязань : Академия ФСИН России, 2012. – 37 с.

Методические рекомендации по написанию курсовых работ составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры гражданского права и процесса 27 сентября 2012 г., протокол № 4.

Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат юридических наук, доцент О.А. Символоков

 
  Методические рекомендации по написанию курсовых работ - student2.ru

Учебно-методическое издание

Бакунин Сергей Николаевич

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. 1,5. Тираж 30 экз. Заказ № _____. Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1
  ББК 65.292.91р30 © Бакунин С.Н., 2012 © Академия ФСИН России, 2012

Введение

При изучении курса «Гражданское право» предус­мотрена подготовка курсовых работ как студентами очной, заочной и заочной сокращенной формы обучения, так и экстернатом.

Выполнение курсовой работы представляет собой новый этап, важнейшую ступень в процессе профессиональной подготовки студентов, формирования необходимых компетенций. Являясь по своей сути одной из первых подлинно научных разработок в жизни большинства обучающихся, важнейшей формой са­мостоятельного, углубленного изучения избранной темы гражданского права, курсовая работа может стать первой ступенью будущей научно-исследовательской деятельности, пробудить интерес к изучаемой отрасли права.

Опыт научного поиска у студентов, как правило, невелик. Он сводится к подготовке курсовой работы на I курсе и, в лучшем случае, к написанию контрольных работ или рефератов по отдельным дисциплинам. Целью настоящих методических рекомендаций является оказание обучающимся всемерного содействия в подго­товке курсовой работы по гражданскому праву, в подбо­ре нормативных актов и дополнительной литературы, в правильном выборе круга вопросов, раскрывающих избранную студентом тему и, в конечном счете, в более глубоком изучении и успешном усвоении одной из важнейших отраслей российского законодательства – граж­данского права.

Курсовая работа призвана решить и другую задачу. Она являет­ся эффективной формой контроля за работой студентов со стороны преподавателя, позволяет проверить, насколько глубоко и прочно они усвоили основные нормы и институты гражданского права, как научились ориентироваться в сложном комплек­се его источников, своевременно выявить пробелы в знаниях студентов и помочь в их устранении.

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

Выполнение курсовых работ по гражданскому праву довольно сложный творческий процесс, способствующий систематизации, закреплению и углублению теоретических знаний и умения применять их для решения конкретных задач, развитию навыков самостоятельной научной работы. Работа должна сочетать теоретическое освещение вопросов темы с анализом практики, показывать общую и правовую культуру обучающегося.

Требования для написания курсовой работы:

самостоятельность исследования;

анализ литературы по теме исследования;

связь гражданского права с актуальными проблемами современной науки, практической деятельностью;

наличие у автора собственных суждений по проблемным вопросам темы;

логичность изложения, убедительность представленного фактического материала, аргументированность выводов и обобщений;

научно-практическая значимость работы.

Основные этапы выполнения работы:

выбор темы;

подбор и изучение литературы (нормативно-правовых актов, монографической литературы, статей и т.п.), а также при необходимости практических материалов;

составление плана работы;

написание работы;

представление работы на кафедру для регистрации, научному руководителю на проверку, получение замечаний и их устранение.

Закрепление темы курсовой работы за обучающимся производится в начале учебного семестра, в котором учебным планом планируется ее выполнение или в начале изучения дисциплины и проведения научных исследований в форме написания рефератов, подготовки докладов и статей.

После закрепления темы работы и изучения литературы, а также материалов практических источников обучающийся приступает к составлению плана работы, который предполагает наличие разделов, каждый из которых включает в себя несколько подразделов (параграфов). План согласовывается с научным руководителем.

Структура курсовой работы:

титульный лист (приложение);

оглавление;

введение;

основная часть (3-5 вопросов);

заключение;

библиографический список;

приложения.

Успешное выполнение курсовой работы зависит от того, насколько добросовестно обучающийся с самого начала относился к работе над исследованием, поэтому в настоящем пособии содер­жатся краткие методические рекомендации по организации работы студентов на стадиях выполнения курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы. Тема курсовой работы по граж­данскому праву избирается самостоятельно, исходя из имеющихся у каждого студента пристрастий и интересов.

Гражданское право - одна из сложнейших отраслей законода­тельства, включающая в себя целый ряд самых разнообразных граж­данско-правовых институтов, объединяющих нормы, регулирующие сходные по характеру группы общественных отношений, порой резко отличающихся друг от друга. Поэтому и интерес, который вызывает у студентов изучение различных по объему и характеру понятий и институтов, не однозначен.

Выбрав тему курсовой работы, студент должен сообщить о своем выборе старосте учебной группы, на которую возложена обязанность по регистрации тем и контроль за тем, чтобы в рамках одной группы темы курсовых работ не повторялись. Работа над одной темой нескольких обучающихся в одной группе допускается лишь в том случае, если тема носит комплексный характер и каждый обучающийся работает над отдельной ее частью. После завершения выбора тем всеми староста учебной группы представляет список методисту кафедры гражданского права и процесса.

Порядок выполнения курсовой работы. Определившись с темой курсовой работы рекомендуется внимательно изучить предлагаемое методи­ческое пособие - "Методические рекомендации по написанию курсовых работ по гражданскому праву". В том случае, если содержащихся в нем рекомендаций и разъяснений окажется недостаточно для начала работы, студент должен обратиться за консультацией к своему научному руководителю.

Первое, что необходимо сделать в начале подготовки курсовой работы, - это четко уяснить содержание выбранной темы и ее место в курсе гражданского права. Для этого следует еще раз внимательно прочитать соответствующий раздел учебника по граж­данскому праву. После этого можно переходить к изучению библиог­рафии по теме исследования посредством обращения к каталогам биб­лиотеки академии, других учебных заведений и библиотек, справочным информационно-поисковым системам.

Литература по теме подбирается самостоятельно, на основе пе­речня необходимых гражданско-правовых актов, основных монографи­ческих исследований и журнальных публикаций.

Завершив подбор литературы по теме исследования, необходимо согласовать его с научным руководителем и приступить к ее внима­тельному изучению. Наиболее важные законодательные акты и инте­ресные научные исследования желательно законспектировать, чтобы облегчить в дальнейшем работу по непосредственному написанию кур­совой работы.

Завершив изучение и конспектирование литературы, подобранной по теме исследования, студент должен приступить к составлению плана курсовой работы.

Непосредственную работу по написанию курсовой работы следует начинать только после окончательной формулировки ее плана. При этом каждый обучающийся должен проявить не только зна­ние действующего российского законодательства и теории гражданс­кого права, но и навыки по самостоятельному научному осмыслению излагаемых вопросов, умение делать научные выводы, обосновывая их убедительными аргументами. Ни в коем случае не следует сводить написание курсовой работы к бездумному переписыванию учебника или нормативных актов, к компиляции различных журнальных и монографи­ческих исследований. Фактический материал и его анализ автор дол­жен излагать своими словами, выражая собственную правовую пози­цию, свое видение поставленной проблемы. Чем выше уровень прояв­ленной самостоятельности в осмыслении, изложении и анализе изб­ранной темы, тем выше будет оценена курсовая работа и тем выше, в конечном счете, показатель знаний автора важнейших институтов гражданского права.

Для того чтобы курсовая работа читалась с интересом, была выразительной, необходимо, анализируемые в ней теоретичес­кие положения, понятия и институты иллюстрировались конкретными примерами из судебной практики судов общей компетенции и арбит­ражных судов Российской Федерации. Найти примеры, на конкретном материале раскрывающие сложные теоретические вопросы, можно в та­ких юридических изданиях, как Бюллетень Верховного Суда Российс­кой Федерации, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Фе­дерации, газете Юридический вестник, а также в информационно-поисковых системах «Гарант», «Консультант-плюс».

Во введении указываются актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в литературе, в том числе определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, формулируются цель и задачи работы, характеризуются использованные автором практические материалы и структура работы.

Основная часть работы может содержать несколько разделов в которых излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа опубликованной литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы, формулируются позиция, точка зрения автора (теоретическая часть), описываются проведенные обучающимся наблюдения и эксперименты, методика исследования, расчеты, анализ экспериментальных данных (собранного фактического материала), полученные результаты (практическая часть). Содержание теоретической и практической частей определяется в зависимости от направления подготовки (специальности) и темы работы.

Разделы должны иметь заголовки, отражающие их содержание.

В заключении должны быть подводятся итоги научного исследования, формулируются важнейшие выводы, сделанные автором, и рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику.

Библиографический список включает в себя:
нормативно-правовые акты;
научную литературу и материалы периодической печати;

практические материалы (например, материалы судебной, следственной практики).

В библиографический список включаются источники, изученные обучающимся в процессе подготовки работы. Список литературы составляется с учетом общепринятых правил оформления.

Приложения к работе могут быть представлены в виде иллюстраций, графиков, таблиц, схем, анкет, фотоснимков, аналитических справок и т.п.

Текстовая часть работы представляется в компьютерном варианте. Текст печатается с полуторным интервалом на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (А4). Страницы должны иметь поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм. Все станицы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист. На нем номер страницы не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Номер страницы располагается на середине верхнего поля.

Объем работы должен составлять примерно 25-30 страниц машинописного текста, не считая приложений.

При использовании в тексте работы цитат, приложений, заимствованных из литературы, обучающийся обязан делать ссылки на них в соответствии с установленными правилами. Заимствования текста без ссылки на источник (плагиат) не допускается.

Практические материалы курсовой работы подразделений органов уголовно-исполнительной системы, иных учреждений, организаций, использованные обучающимися в работе, располагаются в приложениях, которые нумеруются по мере упоминания по тексту.

Завершенная работа представляется на рецензию научному руководителю.

Работа, признанная не отвечающей предъявляемым требованиям, возвращается обучающемуся для доработки, при этом указываются ее недостатки и даются рекомендации по их устранению.

Защита работы обучающимся проводится индивидуально в срок, определяемый кафедрой.

Работу обучающийся защищает перед научным руководителем. Научный руководитель может пригласить на защиту других преподавателей кафедры (академии).

Если научный руководитель по объективным причинам не может принимать защиту (болезнь, командировка и другие причины), начальник кафедры вправе поручить защиту другому преподавателю. В этом случае на защите обязательно присутствие начальника кафедры (заместителя начальника или председателя методической секции, предметно-методической комиссии).

Обучающийся на защите должен быть готов:

к краткому изложению основного содержания работы, результатов исследования;

собеседованию по отдельным, как правило ключевым, моментам работы;

ответу на дополнительные и уточняющие содержание работы вопросы.

По результатам защиты курсовой работы обучающемуся выставляется дифференцированный зачет (зачет с оценкой) по четырехбальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Научный руководитель, принимающий защиту (или лицо, его заменяющее) предоставляет оценку на титульном листе работы, в ведомости и заверяет ее своей подписью.

При получении неудовлетворительной оценки обучающийся обязан повторно выполнить работу по новой теме или переработать прежнюю в срок, устанавливаемый кафедрой.

Защита курсовых работ, в том числе и повторная, должна завершиться до начала экзаменационной сессии.

Обучающийся, не защитивший в установленный срок работу, к экзаменационной сессии не допускается.

Если обучающийся не смог представить работу к защите в установленный срок по уважительной причине (болезнь и др.), то в этом случае вопрос решается в соответствии с Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний от 5 июля 2011 г. № 7-12413-01.

Защита курсовых работ студентами заочной формы обучения проводится во время лабораторно-экзаменационной сессии согласно графику учебного процесса.

Итоги выполнения курсовых работ обсуждаются на заседании кафедры.

После защиты работа сдается на кафедру и регистрируется с специальном журнале. Работа хранится на кафедре три года, затем может быть уничтожена по акту.

Наши рекомендации