Правовые основы лицензирования в Российской Федерации
Согласно статье 49 ГК РФ, отдельными видами хозяйственной деятельности, перечень которых определяется законом, хозяйствующие субъекты могут заниматься только на основании лицензии (разрешения). К ним относится деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Правовой основой лицензированияявляется Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ и постановление Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 26 января 2006 г. №45.
Лицензирование включает в себя мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением обладателями лицензий (лицензиатами) лицензионных требований и условий.
Лицензия— это специальное разрешение на осуществление конкретного (лицензируемого) вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом хозяйствующему субъекту.
В сфере обращения лекарственных средств лицензированию в настоящее время подлежат следующие виды деятельности:
♦ фармацевтическая деятельность;
♦ производство лекарственных средств;
♦ деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
♦ культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веохеств.
На каждый вид хозяйственной деятельности, подлежащий лицензированию, предоставляется отдельная лицензия. Деятельность, на осуществление которой предоставлена лицензия, может выполняться только получившим ее хозяйствующим субъектом. Для получения лицензии хозяйствующий субъект представляет в лицензирующий орган следующий типовой пакет документов:
♦ заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя, его местонахождения (для юридических лиц) либо фамилии, имени, отчества, местажительства и паспортных данных (для индивидуальных предпринимателей); местонахождения объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности; вида деятельности, который соискатель намерен осуществлять;
♦ копии учредительных документов и документа о государственной регистрации хозяйствующего субъекта в качестве юридического лица или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
♦ копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
♦ документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
♦ сведения о квалификации работников соискателя.
Кроме указанных документов, для отдельных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативно-правовыми актами. Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала. Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копию которой лицензирующий орган направляет (вручает) соискателю с указанием даты приема.
Федеральный закон № 128-ФЗ устанавливает типовой порядок принятия лицензирующим органом решения.Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении хозяйствующему субъекту лицензии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем ее наличие документе указываются следующие реквизиты: наименование лицензирующего органа; наименование хозяйствующего субъекта — лицензиата, его местонахождение; лицензируемый вид деятельности; срок действия лицензии; идентификационный номер налогоплательщика; номер лицензии и дата принятия решения о ее предоставлении. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.
В указанный 60-дневный срок лицензирующий орган обязан уведомить хозяйствующего субъекта — соискателя о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. При этом уведомление о предоставлении лицензии направляется(вручается) хозяйствующему субъекту с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты сбора за предоставление лицензии, а уведомление об отказе в предоставлении лицензии сопровождается указанием его причин. В течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату сбора за предоставление лицензии, орган выдает ему документ, подтверждающий наличие лицензии. При наличии у лицензиата территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, одновременно с лицензией ему выдаются ее заверенные копии по числу указанных подразделений и объектов.
Лицензирующий орган вправе отказать соискателю в предоставлении лицензии в связи с наличием в его документах недостоверной или искаженной информации либо несоответствием соискателя, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Соискатель вправе обжаловать отказ или бездействие лицензирующего органа.
Срок действия лицензиисоставляет 5 лет. По окончании указанного срока он может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке переоформления. В случае утраты лицензии лицензиат имеет право на получение ее дубликата.
Переоформление лицензии. Вслучае преобразования хозяйствующего субъекта — юридического лица, изменения его наименования или местонахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, хозяйствующий субъект обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные причины. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления за определенную плату.
Контроль соблюдения лицензионных требований и условийосуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции. Его порядок в сфере фармацевтической деятельности в настоящее время установлен письмом Росздравиадзора от 09 февраля 2005 г. № 02И-43/05.
Лицензирующие органы при проведении контрольных мероприятий имеют право: осуществлять проверки деятельности хозяйствующего субъекта — лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям; запрашивать у него необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие его их устранить, а также устанавливать сроки устранения и выносить предупреждения.
Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляются на основании предписания лицензирующего органа, направляемого лицензиату за 10 дней до их начала. Продолжительность проверки не может превышать 15 дней. При этом плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года, а внеплановая проверка может проводиться только для подтверждения устранения выявленных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим органом информации о наличии новых нарушений.
По результатам проверки оформляется акт в двух экземплярах с указанием конкретных нарушений, подписываемый всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, о чем в акте должна быть сделана соответствующая запись. Если он не согласен с результатами проверки, он вправе отразить в акте свое мнение. При отказе от ознакомления с результатами проверки члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями. Один экземпляр вручается под расписку руководителю юридического лица (его представителю) либо направляется ему по почте с уведомлением о вручении, второй остается в лицензирующем органе. Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган в письменной форме об устранении им нарушений, выявленных при проверке.
Приостановление действия и аннулирование лицензии.В случае выявления неоднократных нарушений или однократного грубого нарушения лицензионных требований и условий лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии. При этом они устанавливают срок (не более 6 месяцев) для устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Если в установленный срок лицензиат не устраняет указанные нарушения, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. При устранении нарушений лицензирующий орган принимает решение о возобновлении действия лицензии и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение 3 дней после получения от него соответствующего уведомления и его проверки.
Лицензия теряет юридическую силу при ликвидации или реорганизации лицензиата — юридического лица либо прекращении действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ, а также в случае неустранения выявленных лицензирующим органом нарушений. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Лицензирующие органы вправе аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев сбора за предоставление лицензии.
Решения о приостановлении действия, аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводятся лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через 3 дня после их принятия.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий.Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для физических и юридических лиц и предоставляется в виде выписок о конкретных лицензиатах в трехдневный срок со дня поступления соответствующего заявления.
Ответственность за осуществление безлицензионной деятельности.Безлицензионная деятельность хозяйствующих субъектов влечет применение к ним гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ коммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления хозяйственной деятельности без лицензии. Сделки, совершенные коммерческой организацией, не имеющей лицензии на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны судом недействительными (ст. 173 ГК РФ). Применительно к индивидуальным предпринимателям предусмотрена уголовно-правовая ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), выражающееся, в частности, в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования.