Унитарное государство

В юридической литературе иногда высказывается предложение считать форму государственного устрой­ства в качестве не отдельного и самостоятельного, а лишь конкретизирующего, дополнительного признака формы правления (В.П. Рожнова). При этом предлага­ется понимать под формой государства только форму правления.

Иногда наоборот, понятие «государственное уст­ройство» употребляется в широком смысле, им пыта­ются охарактеризовать (охватить) государственный строй той или иной страны в целом, связать с полити­ческим устройством государственной власти, для чего используется термин «политико-территориальное уст­ройство государства».

Но большинство авторов под формой государствен­ного устройства понимают территориальную организа­цию государственной власти, взаимосвязь (соотноше­ние) государства как целого с его составными частями.

Говоря о государственном устройстве, мы выясня­ем вопрос о том, как организована территория госу­дарства, какова внутренняя структура государства, т. е. из каких частей состоит государство, каким образом осуществлено внутреннее территориальное деление государства, какова система отношений между цент­ральной и региональной властью в государстве. Государственное устройство — это организация территории государства, его территориальное деление, система отношений между центральной и региональной властями в государстве.

По форме устройства все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство— наиболее распространенная форма устройства государств. Термин «унитарное» имеет латинское происхождение от слова «unus» — единый, один. Поэтому уни­тарное государство — это единое, цельное государство, не имеющее внутри себя (в своем составе) каких-либо государст­венных образований, обладающих элементами суверенности,

самостоятельности. Унитарные государства организованы по административно-территориальному принципу.

В унитарных государствах действует единая система цен­тральных и местных органов власти, поэтому в них существует единый центр власти.

На территории унитарного государства действует единая конституция и, соответственно, существует единая система за­конодательства. У таких государств единая судебная система, одно гражданство, единая денежная и налоговая система.

Унитарное государство дает возможность более полной кон­центрации властных, экономических, финансовых и других ре­сурсов в руках центральных органов власти. Оно проще для управления, поскольку административно-территориальные еди­ницы не обладают самостоятельностью и подчинены непосред­ственно центру. Решения центральных органов власти действу­ют напрямую, минуя федеративный барьер в виде субъекта фе­дерации.

В настоящее время в мире существуют разнообразные уни­тарные государства: централизованные и децентрализованные, простые и сложные.

В централизованных государствах местное самоуправление существенно ограничено в правах или вообще отсутствует.

В децентрализованных государствах органы местного само­управления не входят в систему органов государственной вла­сти, они функционируют самостоятельно (избираются непо­средственно населением, имеют свой бюджет, принимают са­мостоятельные решения по вопросам своей компетенции и т. д.).

Простые унитарные государства состоят только из админи­стративно-территориальных единиц (районов, городов), а сложные имеют в своем составе так называемые администра­тивные автономии. Например, Дания имеет в своем составе Фарерские острова, Гренландию, которые пользуются правами, близкими к правам субъектов федерации, но, тем не менее, Да­ния — это унитарное государство.

Административные автономии создаются по разным причи­нам, но цель в основном одна: учесть национальные, историче­ские, культурные и т. п. традиции региона, отличающегося за­метной национальной, религиозной, культурной и т. д. само­бытностью.

Унитарноегосударство представляет собой единое, слитное го­сударство, не имеющее в своем составе государственных образова­ний. Ему присущи следующие черты:

1) единый центр государственной власти, т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, Верховный суд);

2) одна система законодательства;

3) единое гражданство;

4) единая судебная система;

5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

6) административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно ши­рокой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах. Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус (одноименные), занимают рав- 85 ное положение по отношению к государству в целом (так называе­мые симметричные унитарные государства). Если же на террито­рии унитарного государства имеются регионы, обладающие национальными, культурными, историческими особенностями, то создается политическая или административная автономия (асим­метричные унитарные государства). Права у таких автономий не­сколько шире, чем у обычных административно-территориальных единиц, но границы этой самостоятельности устанавливаются выс­шими органами власти страны.

В последнее время в унитарных государствах появилась новая форма — регионализм,когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство. Например, в Испании и Италии существует областная автономия, т.е. области, которым бы­ла предоставлена автономия, наделены правом издавать законода­тельные акты по вопросам градостроительства, сельского и жилищ­ного хозяйства, всего по 18 позициям (по Конституции Италии). Считается, что регионалистское государство — своеобразная проме­жуточная форма между унитарным и федеративным государствами.

Унитарные государства могут быть централизованнымии де­централизованными.В первых, как правило, отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются зна­чительной самостоятельностью.

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать бо­лее быстрому росту страны, ее развитию. В то же время она удобна для бюрократических структур и ее предпочитают авторитарные режимы.

Наши рекомендации