Г.Г. Гиоргадзе. Хеттское царство

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

М., 1982. Т. I. Ранняя древность. С. 211-213

В процессе сельскохозяйственного производства в государ-

ственном секторе складывались и развивались экономические

отношения двух типов: собственно рабовладельческого харак-

тера и крепостнического типа (подразумевавшего отработоч-

ную повинность). Способы эксплуатации были в основном ра-

бовладельческими, с которыми сочетались формы эксплуата-

тации крепостнического типа. Поэтому непосредственных произ-

водителей государственного сектора можно назвать «зависи-

мыми людьми рабско-крепостнического типа». При этом сле-

дует учитывать, что хеттские «крепостные» не составляли клас-

са, обособленного от рабов, и сами хетты, хотя и отличали их

от частных рабов обычного типа, все же обозначали и крепост-

ных как «головы рабов и рабынь». Поэтому сейчас их часто

рассматривают как подразделение одного и того же класса не-

свободных.

Хеттские законы делят хеттское общество на свободных

людей и на противопоставленных им несвободных («рабов»).

С самого начала «свободными» назывались лица, освобожден-

ные царем (дворцом) от государственных повинностей саххан

и луцци не только в пользу царя (дворца) или крупных госу-

дарственных служащих, но и в пользу храма, а также других

культовых учреждений. Свободные от всех повинностей люди

постепенно становились «знатными, почетными, благородны-

ми», т. е. социально свободными. Из них образовался верхний,

господствующий слой общества (царские служащие, воена-

чальники, разные представители администрации, храмовые

служащие и другие, владевшие крупными земельными участка-

ми), для которых трудовая деятельность становилась уже по-

зорным занятием или одной из форм наказания.

«Несвободными» были лица, не освобожденные от трудовой

деятельности – от выполнения хотя бы одной из государствен-

ных повинностей – и вследствие этого рассматривавшиеся как

социально несвободные. Если такого человека освобождали от

обязанностей, например, в пользу царя и крупных государст-

венных служащих, то он должен был трудиться в пользу хра-

ма, т. е. оставался все же несвободным, зависимым. «Несво-

бодные» охватывали широкие круги непосредственных произ-

водителей (пахарей, пастухов, ремесленников, садовников и

многих других), составлявших низший социальный слой Хатти.

Они включали в себя собственно рабов, крепостных, наемников

и др., то есть людей, находившихся в разных формах зависи-

мости.

Война обеспечивала хеттское общество подсобной рабочей

силой и материальными благами. В походах хетты захватыва-

ли много пленных. Только Мурсили II привел из арцавских

стран 66 тыс. пленных, названных в «Анналах Мурсили II» шу-

мерским термином нам-ра (по-хеттски читается как «арнува-

ла»), то есть «депортированные» (уведенное в плен население

покоренной территории). Часть из этих депортированных об-

ращали в рабов различных категорий, других поселяли на

землю в качестве обязанных повинностью подданных хеттского

царя (иногда их зачисляли и в войско). По истечении опреде-

ленного времени они оказывались приравненными к трудово-

му населению самой страны Хатти.

Существовали различные категории непосредственных про-

изводителей материальных благ. Одни из них целиком были

лишены прав владения или собственности на средства произ-

водства и принуждались к труду на хозяина прямым насилием.

Это были рабы, обычно выступавшие лишь как объекты пра-

ва. Они использовались в качестве прислуги, для обработки

земли «дома» или ухода за скотом и т. д. Другие располагали

средствами производства, однако только с условным правом

владения, но не собственности. Экономически (но, видимо, не

сословно) от них отличались те, которые, обычно выступая как

субъекты права, имели свои «дома» (хозяйства), включавшие

в себя семью, земельный участок (как правило, только на пра-

вах владения), определенное количество собственного скота и

рабочий персонал-своих рабов. При всем этом создавалась

экономическая возможность для известной материальной заин-

тересованности и хозяйственной инициативы мелких произво-

дителей материальных благ. С правовой точки зрения все ка-

тегории непосредственных производителей составляли единый

эксплуатируемый класс-сословие «зависимых, несвободных,

подневольных людей» хеттского общества.

КОММЕНТАРИИ

а Имеется в виду колония ассирийских и аморейских купцов на терри-

тории Малой Азии-в Канише (Кюль-тепе).

б Речь идет о 173 (II табл. ХЗ); точное значение употребленного в

тексте выражения неизвестно.

в В хеттских клинописных текстах широко использовались шумерские

идеограммы - знаки, выражавшие понятия. Читались идеограммы по-хеттски

(об этом можно судить по тому, что они сопровождались фонетическими

дополнениями, указывающими на окончания слов). Из-за данной особенно-

сти хеттской клинописи не известно звучание многих слов, выраженных в

тексте идеограммами; кроме того, не ясно, в какой мере значение шумер-

ской идеограммы соответствует ее употреблению в хеттском.

г То есть Суппилулиумы.

д Арнуванды II (в сонременной историографии его именуют Арнуван-

дой III).

е Пекулиум (пекулий) – в римском праве «стадо мелкого скота, впо-

следствии - имущество любого вида, которое домовладыка предоставляет

для самостоятельного ведения хозяйства сыну или рабу. чтобы тот распоря-

жался им по своему усмотрению и пользовался доходами от него».

ж Речь идет о дарственной грамоте Арнуванды.

з Термин гишTУКУЛЬ – «человек орудия/оружия» в науке трактовался

и как «ремесленник», и как «воин».

и АГРИГ и СИПА-идеограммы, переводимые обычно как «надсмотр-

щик» и «пастух» но предлагались и иные толкования, исходящие из упо-

требления слов в шумерсом языке (для АГРИГ, например, «смеситель

благовоний»). В любом случае речь должна идти не столько о профессио-

нальных занятиях лиц, сколько о весьма низком социальном статусе.

к См. продолжение цитаты в приведенном ранее фрагменте из книги

О. Герни.

л ИР - шумерская идеограмма, применяемая для обозначения «раба».

м Гипессар-около 176 м2.

и Буквальное значение глагола «суваи» - толкать, в данном случае он,

очевидно, означает «передавать», «платить».

Раздел IV

Наши рекомендации