Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками:

• они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;

• правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;

• акты применения права носят индивидуальный характер;

• правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов

• вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;

• описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;

• резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям

• по форме внешнего выражения;

• по субъектам, применяющим нормы права;

• по функциональному признаку;

• по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности);

• в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права;

• по способу принятия;

• по характеру решения;

• по юридическому значению;

• в зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить

• на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);

• акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают

• акты представительных органов;

• акты исполнительных органов;

• акты правоохранительных органов;

• акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);

• акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

• акты-регламентаторы;

• правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают

• акты конституционно-правовые;

• акты административно-правовые;

• акты уголовно-правовые;

• акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются

• на регулятивные;

• охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют

• на принятые коллегиально;

• принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают:

• запрещающие;

• обязывающие;

• управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются

• на основные;

• вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают

• акты однократного действия (наложение штрафа);

• длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Сущность права.

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

• любое право — это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);

• интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:

1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Наши рекомендации