Понятие формы государства и ее основные элементы

Понятие «формы государства» связано с более глубоким пониманием сущности государства. Сущность государства показывает доминирующие элементы, факторы, процессы, составляющие главные направления деятельности государства. Форма государства раскрывает не только организацию политической власти, но и устройство государства, способы распределения власти по территории, формы объединения населения по территории, приемы и методы осуществления политической власти и др. «Форма государства как понятие раскрывает механизм, способы «формообразования», организации и функционирования государства, является в этом отношении научной, практически истинной абстракцией».[42]Форма государства является внешним выражением его содержания, т.е. сущности, функций и различных направлений деятельности, организационно-правовых форм их оформления, легализации. Она зависит от конкретных исторических условий возникновения и эволюции государства и его типа.

Форма государства находится в постоянной динамике под влиянием множества факторов. Еще Платон определял лучшей формой государства аристократию, как законную власть лучших и благородных людей. Но динамика смены форм с точки зрения Платона приводит к вырождению аристократии в тимократию (власть военных), которая перерождается в олигархию (власть немногих богатых). На смену олигархии приходит демократия, которая перерождается в свою противоположность – тиранию, т.е. неограниченную ни правом, ни учреждениями, ни общественным мнением власть. Аристотель видел в форме государства организацию и принципы деятельности верховной власти, связывая форму с количеством властвующих (один, немногие, большинство), разделив все формы правления на правильные и неправильные, соответственно: монархию, аристократию и политию; тиранию, олигархию, демократию. Цицерон различал три простые формы государства: царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию, народную власть – демократию; и одну сложную форму – смешанную форму государства. Как и Аристотель, Цицерон предпочтение отдавал смешанной форме, в силу ее устойчивости, которая достигается необходимым смещением акцентов в сторону той или иной формы под влиянием времени.

В современной науке не существует единого понимания формы государства. В любом случае форма содержательна, оказывает влияние на содержание и наоборот. «Существуют две основополагающие формы объединения людей под властью высших органов государства – форма подданства и форма гражданства. Эти исходные формы предопределяют формы государства, различаемые в современной теории, форму правления, государственный режим и территориальное устройство государства».[43]

Под формой государства многие исследователи понимают и организацию государственной власти, и ее устройство. В большинстве случаев форма государства включает в себя три составные элемента: форму правления, государственно-территориального устройства и политического (государственного) режима. Форма государства представляет собой структурный, территориальный и политический способы организации государства, которым соответствуют определенные формы: правления, государственного устройства, политического режима.Форма правления, форма государственного устройства и политического режима являются формами организации государственной власти.

Итак, форма государства означает способы организации политической власти, методы ее осуществления, соотношение органов государства и органов территориальной власти, их взаимодействие между собой. «Форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства».[44] Некоторые авторы придерживаются узкого подхода, понимая под формой государства в основном форму правления, другие, являясь сторонниками широкого подхода, видят в форме государства проявление действия формы правления и формы государственного устройства, третья группа авторов рассматривает форму государства в классическом единстве трех названных элементов. Другие авторы разделяют форму государства на внутреннюю (политический режим) и внешнюю (форма правления и государственного устройства).

Изучение государства с точки зрения его формы предполагает исследование в первую очередь его строения, внутренней структуры, основных методов осуществления государственной власти.[45] В форме государства находят выражение: публично-властные отношения, природа и организация публичной власти, территориальное устройство, политико-государственный режим. В тоже время необходимо учитывать, что не существует строгой взаимосвязи между формой государства и содержанием или функциями государственной власти. «Так, и правовое, и полицейское государство допускают республиканскую и монархическую формы правления, унитарное и федеративное территориальное устройство. Государственная власть в форме монархии и в форме республики может решать одни и те же задачи. Социальная направленность государственной политики, патерналистские функции государства возможны в условиях и демократического, и авторитарного государственного режима».[46] Справедливо указывается, что парламентарная монархия в современных условиях обеспечивает реальное участие в политике населения, но в тоже время ни абсолютная монархия, ни авторитарный режим несовместимы с формой правовой государственности. Неприменима категория формы государства к тоталитарным системам, которые лишь имитируют республиканские демократические институты.

Соотношение типа и формы государства проявляется следующим образом. Если тип государства подчеркивает свойства общественно-экономической формации или цивилизационные характеристики государства, то форма государства означает структурный, территориальный и политический способы организации государства. Эти категории соотносятся как содержание и форма, т.е. тип государства характеризует его содержание. Другими словами, тип государства оказывает определяющее воздействие на форму государства. В свою очередь изменения в форме государства оказывают обратное влияние на изменение типа. В соответствии с данным подходом можно указать на следующую историческую взаимозависимость формы и типа государства. Основными формами правления рабовладельческого государства были монархии и республики. Монархии подразделялись на деспотические (древние Египет, Индия, Вавилон) и античные (древнеримская империя). К рабовладельческим республикам относятся: аристократическая республика (Римская республика) и демократическая республика (Афины). В феодальном государстве также существовали монархии и республики. Феодальные монархии подразделялись на раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные. В феодальном государстве, как правило, не было целостной республиканской формы правления, существовали лишь городские республики. Но они имели достаточно широкое распространение, там существовали выборные органы власти: вече, городские советы и др. Для буржуазного государства характерно существование двух основных форм правления: конституционной монархии (дуалистической и парламентской) и республики (президентской, парламентской, смешанной). Формами правления социалистического государства являются республики (советская республика, республика народной демократии и др.).

В любом случае конкретная форма государства зависит от исторического типа государства. «Форма государства – это не только понятие государствоведения. Это также институт государственности и реальность – конкретное явление каждого государства. Как институт она характеризуется обобщением родовых признаков (включающих не только юридические). Как конкретное явление она присуща любому государству: нет государства, которое не имело бы уникальной, во всех деталях присущей только ему государственной формы. Вместе с тем понятие, институт и явление имеют в виду один и тот же феномен».[47]

Форма правления отвечает на вопрос, кто и каким способом правит, как устроены органы государственной власти. Форма государственного устройства отвечает на вопрос, как организованы территориальные органы государства, какими они обладают властными полномочиями и самостоятельностью. Политический режим показывает, какими методами государство осуществляет власть, в какой степени привлекает население к осуществлению государственной власти.

Большое влияние на форму государства оказывает тип государства, т.е. «наследственные» или генетические факторы, к которым относятся государственные традиции и обычаи, традиционные органы государства, способы распределения власти по территории, личность главы государства и др.

Существуют определенные классификации государственных форм по различным основаниям. Но при всех существующих подходах выделяют прежде всего монократическую, сегментарную и поликратическую формы.

Монократическая форма государства связана с отсутствием системы разделения властей, выражается в сверхконцентрации власти (абсолютные монархии, теократические государства, милитаристские государства, партократические республики, фашистские государства). Она характеризуется единовластием определенного органа или должностного лица (например, пожизненное президентство). При такой форме государства отсутствует система сдержек и противовесов, преобладает государственная опека над местными органами, авторитарный режим.

Сегментарная государственная форма является переходной между монократической и поликратической формами. Государственность как целостность складывается из разнородных частей (отрезков), связанных единой природой государственной власти. Здесь присутствуют элементы монократии и поликратии, т.е., например, выборность отдельных лиц или органов сочетается с назначаемостью на ключевые государственные должности. Может существовать разделение властей, многопартийность, возможна даже политическая автономия, местное самоуправление, но фактически установленные права могут отменяться в результате вмешательства вышестоящих органов, права и свободы имеют признание, но носят формальный характер. Реальная система сдержек и противовесов отсутствует, главенствующая роль принадлежит институту главы государства, что характерно для дуалистических монархий и суперпрезидентских республик.

Поликратическая государственная форма предполагает разделение властей, наличие устойчивой системы сдержек и противовесов, реальную многопартийность, демократический политический режим. Она присуща как монархиям, так и республикам, унитарным и федеративным государствам. Большое значение имеет система обратных связей между органами государства и населением, на конституционном уровне закрепляется принцип взаимной ответственности государства и личности.

Наши рекомендации