Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики

Перспективная модель национальной экономики Беларуси

Основные черты социально ориентированной экономической системы.

Каждая страна стремится к общемировым целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем.

Магистральным путем, избранным в Основных направлениям соцально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы, является построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство.

Фундаментом построения служит действующая национальная экономическая система; ориентиром- стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство.

С научнойточки зрения модель национальной экономики рыночного типа - это совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к структуре и режиму функционирования народного хозяйства, обеспечивающих его рыночныйхарактер, социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие.

В прикладном плане модель национальной экономики рыночного типа — это способ организации и функционирования народного хозяйства на основе рыночных принципов, соответствующий режим работы важнейших отраслей и сфер экономики, конкретные направления преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей, необходимые ресурсы и средства, потенциалы и механизмы развития, система управления и регулирования.

Белорусская модель развития находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня в ней достаточно ясно выражено стремление к общим целям мировой цивилизации.

Выбор модели социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики Беларуси в качестве перспективной - это не просто заимствование зарубежного опыта, а стратегическое решение, основанное на учете специфических особенностей страны, ее истории, национального характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта развитых рыночных государств.

Перспективная модель экономики (ПМЭ) включает следующие принципы и направления государственной политики:

- общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;

- построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;

- формирование развитого гражданского общества и самоуправления;

- приоритетное развитие человеческого потенциала;

- выбор в качестве стратегического императива социальной ориентации рыночной экономики;

- переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

- повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;

- интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;

- следование экологическому императиву.

Кроме того, перспективная модель экономики должна обеспечивать:

- преемственность действующей белорусской модели развития и ориентацию на мировой опыт;

- единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом;

- равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений;

- ориентацию на жизненные потребности населения и рост благосостояния;

- ответственность государства перед гражданами и социальную защиту;

- ограничение сфер действия административного механизма государственного регулирования;

- сочетание свободной конкуренции с регулированием;

- взаимодействие институтов труда и капитала в рамках социального партнерства.

Таким образом, ПМЭ является инструментом выработки целенаправленной на перспективу экономической политики, опережающего создания благоприятных условий (предпосылок) для успешного усвоения нашей экономической системой социально ориентированных рыночных качеств.

Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики.

Прошедшие годы преобразований показали, что государственный и общественный организм страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, опосредствующих звеньев и переходных форм.

По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Краткосрочная экономическая политика призвана решать неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить.

При этом в повседневную хозяйственную деятельность страны должны встраиваться процессы, нацеленные на отдаленную перспективу и создающие предпосылки долгосрочного характера:

инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг;

изменения в структуре реального сектора экономики в пользу отраслей, производящих предметы потребления, в пользу сферы услуг; достижение и поддержание прогрессивных пропорций в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах экономики требуют огромных и заблаговременных капиталовложений, отладки механизма трансформации сбережений в инвестиции.

институциональные преобразования с целью становления институтов рыночной экономики — частной собственности, предпринимательства, инновационных структур и механизмов коммерциализации нововведений, венчурного финансирования, страхования инновационных рисков.

утверждение новых неформальных институтов — традиций, обычаев, нравов, формирующих межличностные отношения, такие качества человека и гражданина, как ответственность, дисциплина, уважение к труду и его результатам, к различным формам собственности и т.д.

Основными проблемами при формировании перспективной модели экономики являются:

- несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократических препон в управлении экономикой;

- недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы;

- устаревшие в большей части производственные технологии, неразвитость инновационной и информационно-коммуникационной инфраструктур;

- недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;

- чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей.

Поэтому основной задачей государственной политики в области реформирования является последовательное устранение указанных препятствий.

Наши рекомендации