Правовое положение резидентов свободных экономических зон
Резидентом свободной экономической зоны является юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель Республики Беларусь, зарегистрированные администрацией свободной экономической зоны в качестве резидента свободной экономической зоны в порядке, установленном законодательством о свободных экономических зонах.
Необходимо иметь в виду, что регистрация субъекта хозяйствования в качестве резидента свободной экономической зоны не подменяет собой необходимость государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Подобный вывод следует из анализа норм Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» [59].
Причем первоочередной является именно государственная регистрация. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» определен круг государственных органов, осуществляющих регистрацию коммерческих организаций с местом размещения на территории свободной экономической зоны, к которым относятся:
1) Национальный банк Республики Беларусь — осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в свободных экономических зонах;
2) Министерство финансов Республики Беларусь — страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков в свободных экономических зонах;
3) администрации свободных экономических зон —коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах [59].
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации, определен в Положении о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом № 1 от 16 января 2009 г.
Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций (включая коммерческие организации с иностранными инвестициями), создаваемых в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния, в регистрирующий орган представляются:
- заявление о государственной регистрации;
- устав (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;
- копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
- оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.
Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, запрещается (п. 13 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования).
Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
- заявление о государственной регистрации;
- фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
По общему правилу юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а индивидуальный предприниматель — со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования).
Регистрация в качестве резидента свободной экономической зоны осуществляется администрацией свободной экономической зоны.
В качестве резидента свободной экономической зоны регистрируются только юридические лица Республики Беларусь или индивидуальные предприниматели Республики Беларусь с местом нахождения в границах данной свободной экономической зоны, заключившие с администрацией свободной экономической зоны договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне [10].
Регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны осуществляется в день заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на срок действия такого договора.
В течение трех рабочих дней со дня регистрации администрация свободной экономической зоны выдает свидетельство о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
Администрация свободной экономической зоны в течение десяти рабочих дней со дня регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны сообщает сведения о такой регистрации в Министерство юстиции Республики Беларусь, соответствующие инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и орган государственной статистики, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, а также информирует иные государственные органы в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.
В случае отказа в регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны администрация свободной экономической зоны обязана в течение трех рабочих дней письменно уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о принятом решении.
Резидент свободной экономической зоны осуществляет свою деятельность в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне заключается между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и администрацией свободной экономической зоны и определяет порядок и условия реализации резидентом свободной экономической зоны предложенного им инвестиционного проекта.
Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне заключается на срок реализации инвестиционного проекта [92].
Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть продлен соглашением сторон по заявлению ее резидента, которое представляется в администрацию свободной экономической зоны не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного договора. К заявлению должен прилагаться бизнес-план реализуемого в свободной экономической зоне инвестиционного проекта, содержащий обоснование необходимости и возможности продолжения его реализации.
Администрация свободной экономической зоны рассматривает представленные документы в течение десяти рабочих дней со дня их подачи, принимает решение о продлении либо об отказе в продлении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и в течение трех рабочих дней письменно уведомляет резидента свободной экономической зоны о принятом решении.
В случае продления договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне одновременно продлевается срок регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны.
Администрация свободной экономической зоны в течение десяти рабочих дней со дня продления договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне сообщает о продлении срока регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны.
Сохранение или переход статуса резидента свободной экономической зоны при реорганизации юридического лица, зарегистрированного в качестве резидента свободной экономической зоны, допускаются при его реорганизации лишь в форме присоединения к нему, либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц, либо его преобразования.
При реорганизации юридического лица, зарегистрированного в качестве резидента свободной экономической зоны, в форме присоединения к нему либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц статус резидента свободной экономической зоны сохраняется за реорганизованным юридическим лицом.
При реорганизации юридического лица, зарегистрированного в качестве резидента свободной экономической зоны, в форме преобразования статус резидента свободной экономической зоны переходит к вновь возникшему юридическому лицу с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
Лишение статуса резидента свободной экономической зоны производится по решению администрации свободной экономической зоны согласно заявлению резидента свободной экономической зоны, а также в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения им условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, несоблюдения сроков формирования уставного фонда и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Администрация свободной экономической зоны обязана не позднее чем за месяц до принятия решения о лишении статуса резидента свободной экономической зоны письменно уведомить резидента свободной экономической зоны о предстоящем решении с указанием оснований для его принятия.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель лишаются статуса резидента свободной экономической зоны со дня принятия администрацией свободной экономической зоны решения о лишении статуса резидента свободной экономической зоны. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель утрачивают статус резидента свободной экономической зоны в случае:
- ликвидации свободной экономической зоны;
- исключения из границ свободной экономической зоны территории с местом нахождения данных юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- ликвидации (прекращения деятельности) данных юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- изменения места нахождения данных юридического лица или индивидуального предпринимателя, если новое место нахождения располагается вне территории этой свободной экономической зоны;
- прекращения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Лишение либо утрата статуса резидента свободной экономической зоны влекут прекращение обязательств по договору об условиях деятельности в свободной экономической зоне и иным договорам, заключение которых обусловлено наличием у юридического лица или индивидуального предпринимателя статуса резидента свободной экономической зоны.
Свидетельство о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны считается недействительным со дня лишения либо утраты статуса резидента свободной экономической зоны.
Особенности налогообложения в свободной экономической зоне устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (глава 42), другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 327 Налогового кодекса Республики Беларусь резиденты свободной экономической зоны исчисляют и уплачивают:
- налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки, установленной пунктом 1 ст. 142 Налогового кодекса Республики Беларусь, но не более чем по ставке 12 процентов;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на недвижимость;
- экологический налог;
- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
- земельный налог;
- государственную пошлину;
- патентные пошлины;
- оффшорный сбор;
- гербовый сбор;
- таможенные пошлины;
- таможенные сборы;
- местные налоги и сборы;
- выполняют обязанности налоговых агентов, в том числе обязанности исчислять, удерживать и перечислять при выплате (начислении) заработной платы и иных доходов налоги, сборы (пошлины) [55].
Прибыль резидентов свободной экономической зоны, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли.
В соответствии со ст. 24 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах» на территории свободной экономической зоны для ее резидентов создаются свободные таможенные зоны.
С 6 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза (далее — ТК ТС), который несколько изменил порядок таможенного оформления товаров.
Пунктом 2 ст. 202 ТК ТС определено, что таможенная процедура свободной таможенной зоны устанавливается международными договорами государств — членов таможенного союза. Таким образом, начиная с 6 июля 2010 г. порядок функционирования свободных экономических зон регламентируется Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. (далее — Соглашение).
В соответствии с данным Соглашением свободная (специальная, особая) экономическая зона — часть территории государства — члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства — члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободной экономической зоны или на части ее территории [87].
Товары, ввезенные на территорию свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.
На территории свободной экономической зоны могут размещаться и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары таможенного союза, не помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и иностранные товары, помещенные под иные таможенные процедуры.
Территория свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, является зоной таможенного контроля.
Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами на территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, в целях осуществления резидентами предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории свободной экономической зоны.