Западноевропейский союз (ЗЕС)
Западноевропейский союз в его нынешнем виде - это военно-политическая организация Европейского Союза (ЕС).
ЗЕС в своем становлении прошел несколько этапов. В соответствии с Брюссельским договором об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне 1949 г. создана Организация Брюссельского договора, или Западный союз, в составе Бельгии, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции. После подписания в 1954 г. Парижских соглашений Западный союз был переименован в Западноевропейский союз и в него вошли также Германия и Италия. В 1988 г. его членами стали Испания и Португалия, в 1992 г. - Греция. Главной целью ЗЕС является развитие сотрудничества стран Западной Европы в сфере безопасности и обороны. В 1949 г. в связи с подписанием Североатлантического договора выполнение военных обязательств Западного союза было передано НАТО. В 1987 г. Совет министров Западноевропейского союза принял Платформу о европейских интересах в области безопасности, в которой подтвердил решимость укреплять европейскую структуру НАТО.
В подписанном в декабре 1991 г. в Маастрихте Договоре о Европейском Союзе были приняты принципиально важные решения относительно единого курса Европейского Союза в области внешней политики и безопасности, направленные на поэтапное преобразование ЗЕС в оборонный компонент ЕС. В декабре 1991 г. в Маастрихте государства-члены ЗЕС приняли Декларацию, в которой отражена договоренность о европейской составляющей в области безопасности и обороны (ЕСОБО) и о повышении ответственности европейцев в вопросах обороны.
В подписанной в июне 1992 г. в г. Петерсберге (недалеко от Бонна) Петерсбергской декларации члены ЗЕС договорились о проведении в рамках ЗЕС так называемых «Петерсбергских миссий». Речь шла о трех категориях миссий, а именно: гуманитарных и спасательных миссиях; миротворческих миссиях; миссиях боевых сил в рамках урегулирования кризисов, включая миротворчество. Дальнейшее сращивание ЗЕС и ЕС было закреплено в Амстердамском договоре 1987 г. В нем отмечалось, что ЗЕС является неотъемлемой частью развития Европейского Союза и обеспечивает ему доступ к оперативному потенциалу в рамках Петерсбергских миссий, положения о которых были включены в Амстердамский договор. ЗЕС должна поддерживать ЕС при разработке военных аспектов единого курса в сфере внешней политики и обороны, а ЕС будет развивать более тесные институциональные отношения с ЗЕС с целью возможной интеграции ЗЕС в ЕС.
На основе принятых решений ЗЕС создает основу для привлечения к его деятельности все большего числа стран. Помимо десяти стран-членов ЗЕС (эти страны также являются членами НАТО и ЕС) имеется категория ассоциированных членов. Этот статус получают государства-члены НАТО, не являющиеся членами ЕС (Исландия, Норвегия, Турция, а также после 1999 г. Венгрия, Польша, Чехия), В 1994 г. был введен статус ассоциированного партнера, предоставленный десяти странам, не являющимся членами НАТО и ЕС (Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения Чехия, Эстония). После 2004 г. эти страны поменяли свой статус. Имеется также статус наблюдателя, предоставленный Австрии, Дании, Ирландии, Финляндии, Швеции (члены НАТО и/или ЕС).
В структуру ЗЕС входит Совет - высший орган ЗЕС. Он собирается на свои заседания на уровне министров иностранных дел и министров обороны дважды в год и на уровне послов - дважды в месяц. Для обслуживания деятельности ЗЕС имеется Генеральный секретариат, первоначально находившийся в Лондоне, а с 1993 г. - в Брюсселе. Созданы Комитет начальников штабов и Группа военного планирования. В структуре ЗЕС имеется также Парламентская ассамблея (местонахождение - Париж). У ЗЕС нет собственных регулярных войск или систем военного управления. Национальные части и подразделения могут предоставляться ЗЕС для выполнения ими конкретных задач. Принято решение о создании Европейского корпуса, в котором готовы участвовать Бельгия, Германия, Испания, Люксембург, Франция, а также силы быстрого реагирования - Евро-фор в составе сил из Испании, Италии, Португалии и Франции.
НАТО активно поддерживает процесс создания европейской составляющей в области безопасности и обороны, рассматривая ее как европейскую опору Североатлантического союза, осуществляемую с помощью ЗЕС, который развивается как оборонительный компонент Европейского Союза. В этой связи НАТО считает, что если ЗЕС/ЕС возьмет на себя какую-то миссию по поддержанию мира или миротворчеству, то нет необходимости дублировать структуры. Лучше использовать те штабные структуры, которые уже существуют у Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, чем создавать параллельные. Это еще раз подчеркивает, что НАТО видит себя главной организацией по обеспечению безопасности в Европе.
ЗЕС активно участвует в миротворческих операциях как самостоятельно, так и совместно с НАТО и другими международными организациями. Так, ЗЕС участвовал в 1993-1995 гг. в военно-морских операциях совместно с НАТО, обеспечивая соблюдение в Адриатическом море режима эмбарго и санкций, установленного резолюциями Совета Безопасности ООН. В 1993 г. ЗЕС оказывал помощь Болгарии, Венгрии и Румынии в соблюдении эмбарго ООН на Дунае. В 1994-1996 гг. полицейский контингент ЗЕС оказывал поддержку администрации ЕС, создаваемой в г. Мостар (Босния и Герцеговина). Задачей полицейского контингента было оказание помощи боснийской и хорватской сторонам в создании полицейских сил. В 1997 г. по решению Совета ЗЕС был развернут Многонациональный консультативный элемент (МКПЭ) в дополнение к созданным по решению Совета Безопасности ООН от 28 марта 1997 г. (резолюция 1101) Многонациональным силам охраны для Албании (МСОА). Целью первой операции под руководством Совета ЗЕС было оказание помощи руководству албанской полиции по различным аспектам полицейской работы, в том числе в период проведения выборов. В операции ЗЕС приняли участие все государства-члены ЗЕС, ассоциированные члены, ассоциированные партнеры, наблюдатели.
Если до 2000 г. выработкой и претворением в жизнь решений Европейского Союза по вопросам оборонной политики должен был заниматься ЗЕС на основе Маастрихтских решений, то в 2000 г. было принято совместное решение ЕС и ЗЕС о том, что ответственность за будущую выработку европейской политики безопасности и обороны должен взять на себя Европейский Союз. К концу 2000 г. функции и задачи, которые до этого были поручены ЗЕС, переданы ЕС. Достигнута также договоренность о выполнении остаточных задач ЗЕС в рамках его существенно сокращенной структуры с небольшим секретариатом.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Расскажите об основных документах, лежащих в основе системы европейской безопасности.
2. Какова роль ОБСЕ в обеспечении мира и стабильности в Европе?
3. Проанализируйте основные положения Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
4. Что вы можете рассказать о миротворческих операциях в рамках ОБСЕ?
5. Практика проведения миротворческих операций в рамках СНГ.
6. Дайте характеристику стратегической концепции НАТО.
7. Роль НАТО в урегулировании кризисных ситуаций.
8. Взаимоотношения НАТО, Европейского Союза и Западноевропейского союза.
Литература
Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества. Международно-правовые аспекты деятельности СНГ. - М., 2001.
НАТО. Справочник. Юбилейное издание к пятидесятой годовщине НАТО. - Брюссель, 1998.
Пражский саммит и преобразование НАТО. Справочник-путеводитель. - Брюссель, 2003.
Кашлев Ю.Б. Общеевропейский процесс: вчера, сегодня, завтра. - М., 1990.