Военная демократия и зарождение публичной власти

ЛЕКЦИИ ПО ОСНОВАМ РИМСКОГО ПРАВА

Лекция 1. РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Образование Римского государства

Общество в Риме в Царский период. Военная

Демократия и зарождение публичной власти.

Реформы Сервия Туллия.

Рим - самое крупное и могущественное из античных госу­дарств. Рабовладельческие отношения достигли здесь наивыс­шего расцвета, пережили упадок и крушение.

Сложный путь прошло в своем развитии Римское госу­дарство. История Римского государства может быть разделена на периоды: царский, когда в Риме складывалось классовое общество и государство (VIII-VI вв. до н. э.), республикан­ский(V-I вв. до н. э.) и императорский (I-V вв. н. э.). В IV-V вв. в Римской империи, распавшейся на Западную и Восточ­ную, происходило разложение рабовладельческого общества и государства. Падение Западной Римской империи в 476 г. при­нято считать концом истории Римского рабовладельческого го­сударства.

В начале I тысячелетия до н. э. Апеннинский полуостров населяли различные по уровню развития племена и народности. Наиболее многочисленными были италики, переселившиеся сюда из Придунайских областей. К ним же принадлежали и ла­таны, населявшие город Рим и его округу. На юге полуострова были расположены греческие колонии. Большую часть Средней Италии занимали этруски,чье происхождение остается не вы­ясненным. В VI в. до н. э. они создали сильный союз городов-государств, распространивший свою власть на Северную и Сред­нюю Италию. Борьба против этрусского господства способствовала созданию италиками союзов, одним из которых была Ла­тинская федерация. В конце VI в. до н. э. во главе нее встал го­род Рим.

Традиционной датой основания Рима считается 754 г. до н. э.К этому времени (VIII в. до н. э.) археологи относят воз­никновение хлебопашеских и пастушеских поселений на хол­мах неподалеку от устья Тибра. Но сам Рим возникал постепен­но на основе синойкизма- мирного объединения родоплеменных общин. Находясь на пересечении водных и сухопутных до­рог, укрепленный город со временем превратился в экономичес­кий и политический центр населенной латинами области Лациума.

Общество в Риме в Царский период.

В течение царского периода (VIII-VI вв. до н.э.) население Рима сохраняло родоплеменную структуру. Общество делилось на 300 патриархальных родов,имевших организацию, сходную с греческой. Каждые 10 родов входили в одну курию, подобную греческой фратрии. Десять курий составляли племя - трибу.Три трибы объединялись в «римский народ»(populus Romanus), представлявший собой союз племен. Экономической основой римской общины было так называемое общественное поле(ager publicus) - общий зе­мельный фонд, разраставшийся в процессе завоеваний. Но в VII-VI вв. до н. э. роды уже не вели общего хозяйства. Хозяйствен­ными ячейками были большие патриархальные семьи - фами­лии, на которые разделились роды. Семьи имели в собственнос­ти маленькие приусадебные участки и пользовались пахотными наделами на общественном поле.

Ни имущественного, ни социального равенства в римской общине тогда уже не было. Из нее выделилась родоплеменная знать - патриции.Под их покровительством находились кли­енты- обедневшие члены родов и принятые в родоплеменную организацию чужаки. У знати имелось небольшое количество рабов из числа военнопленных. Большую массу римского насе­ления составляли не входившие в римский народ лично свободные, но бесправные плебеи— по-видимому, население завое­ванной римлянами латинской округи и переселенцы. Малень­кие участки земли, оставленные им завоевателями, находились у плебеев в собственности.

Военная демократия и зарождение публичной власти.

Политическая организация римской общины вырастала непосредственно из органов родового строя и первоначально являла собой типичный образец военной публичной власти демократии. Важнейшими делами общи­ны ведал сенатиз 300 знатнейших стар­цев, развившийся из совета родовых старейшин. Значительную роль играли куриатные комиции(сходки) - народные собрания из мужчин-воинов, организованные по куриям.Каждая курия подавала один голос. Во главе римского народа стоял реке- вы­борный из знати военачальник, судья и верховный жрец, заме­нивший племенного вождя. Рекс опирался на конную дружину из знатной молодежи. Для войн с соседними племенами собира­лось ополчение.

Рим эпохи военной демократии вел постоянные грабитель­ские войны с соседями. В войнах обогащалась верхушка рим­ского общества и усиливалась власть верховного военачальника и его окружения. В условиях имущественного и социального расслоения общины сенат и реке, обладавший дружиной и ко­мандовавший войском, превращались в оплот патрицианской знати, а дружина рекса становилась ядром особой публичной власти.

Процесс формирования государства в Риме ускоряла борь­ба малоземельных и бесправных плебеев против обладавших властью знатных патрициев. Плебеи платили налоги, несли служ­бу в ополчении, но не пользовались политическими правами, не имели доступа к общественному полю и в массе своей страдали от малоземелья и долговой кабалы. Особенно ухудшилось поло­жение народа в конце VI в. до н. э. в период этрусского влады­чества. Обострение борьбы плебеев явилось причиной реформ, приписываемых рексу Сервию Туллию.

Реформы Сервия Туллия

Сервий Туллий впервые ввел в политическую жизнь Рима разделение населения по территории. Разбив город на 4 округа - трибы, Сервий Туллий приписал к ним всех жителей, владеющих землей в данном округе, как патрици­ев, так и плебеев. Позднее к четырем городским трибам были добавлены семнадцать сельских. По новым трибам производи­лись перепись населения, сбор налогов, наборы в войско. Так плебеи были фактически включены в состав римского народа.

Все население Рима Сервий Туллий также разделил по имуществу на пять разрядов. В основе ценза первоначально ле­жала земля, позднее - денежная оценка имущества. К первому разряду были отнесены самые богатые граждане с имуществом, оцененным не менее чем в 100 тыс. ассов, ко второму - 75 тыс., к третьему - 50 тыс., к четвертому - 25 тыс., к пятому - 11 тыс. Малоимущие и неимущие стояли вне разрядов и назывались пролетариями. Такое деление преследовало военные и поли­тические цели.

Соответственно своему состоянию граждане приобретали вооружение и несли службу в войске. Самые богатые граждане должны были выставлять 80 центурий (сотен) тяжеловооружен­ных пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три раз­ряда - по 20 центурий воинов с несколько облегченным воору­жением, пятый - 30 центурий легковооруженных пехотинцев. Помимо того, выставлялись 5 нестроевых центурий (трубачи, кузнецы-оружейники), в том числе одна - из невооруженных пролетариев. Основанное на самовооружении граждан римское войско состояло, таким образом, из людей имущих, пролетариям оружие не доверялось, и в войске они практически не служили.

По-новому были организованы Сервием Туллием народ­ные собрания. Вооруженные состоятельные граждане-воины строились в них по сотням-центуриям, каждая из которых пода­вала один голос. 98 центурий первого разряда всегда обеспечи­вали большинство голосов в новых (центуриатных) комициях, а вместе с тем и власть наиболее богатым людям. Привилегии, основанные на обладании богатством, стали вытеснять из политической жизни привилегии, вытекавшие из знатного происхож­дения. Безраздельному господству родовой патрицианской зна­ти был нанесен сокрушительный удар. Так в Риме было создано новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях. Пуб­личная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев.

Реформы Сервия Туллия несколько разрядили социальную обстановку в Риме. Включение плебеев наравне со старыми римскими гражданами в войско и в народное собрание отчасти устранило их политическое бесправие. Вместе с тем произошло сплочение патрициев с плебейской верхушкой, способствовав­шее укреплению их власти в результате создания особой воен­ной организации из состоятельных граждан и введения новых комиций, где главную роль играли самые богатые.

Наши рекомендации